Флейта: журчание ручья

  • 25 января 2023
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
У Прокофьева в симфонической сказке «Петя и волк» флейта — это Птичка. А у Алексея Вергунова, солиста Симфонического оркестра радио «Орфей», этот музыкальный инструмент ассоциируется с журчанием ручья.
А. Вергунов: Мне очень нрав ится играть в верхнем регистре. Мне кажется, что флейта вообще должна раскрываться, показывать свои самые яркие, выигрышные стороны, а это возможно именно за счёт серебристого тембра, за счёт красоты, которая звучит именно в среднем и высоком регистре. В нижнем регистре флейта тоже звучит очень красиво, но в силу особенностей инструмента этого нужно добиваться через преодоление природы инструмента. А верх — это естественная среда для флейты.
Флейта — единственный духовой инструмент, при игре на котором, не весь воздух, выдуваемый исполнителем, попадает в инструмент, а только его часть. Это связано с расщеплением воздушной струи — чуть больше половины идет внутрь инструмента, а остальное — наружу. Поэтому дыхание флейтисты берут чаще и в большем объёме.
К сожалению, зачастую слушатели не воспринимают флейту как сольный инструмент.
А. Вергунов: Чтобы стать действительно сольным концертирующим исполнителем, духовику нужно мало того, что быть, профессионалом, нужно ещё сломить отношение, что духовые — это оркестровые инструменты, а сольные — это скрипка, виолончель, фортепиано.
Наши консерватории готовят сольных музыкантов. При этом девяносто девять процентов работают в оркестрах. Но все, конечно, мечтают играть соло с оркестром, играть знаменитые произведения Моцарта, Чайковского, Рахманинова, великих классиков.
Одна из основных сложностей игры на флейте — умение переключаться с солирующей партии на туттийную, когда играет весь оркестр. Давайте для начала разберемся, что соло бывает разное. Так, есть соло в оркестре — это когда флейтист, оставаясь «винтиком» большого коллектива, на какой-то промежуток времени становится в нем главным, после дирижера, конечно. И соло с оркестром — это когда музыкант стоит рядом с дирижером и исполняет произведение, в котором оркестр выступает либо как аккомпаниатор, либо как полноправный партнер. Так вот, даже когда флейтист исполняет соло в оркестре, не говоря уже о соло с оркестром, его игра по манере отличается от игры ансамблевой. Ведь в первом случае предполагается большая степень самовыражения, а во втором нужно слиться с остальными музыкантами по штриху, по характеру, во всех нюансах. Поэтому флейтисту необходимо хотя бы несколько мгновений, чтобы настроиться на нужную манеру игры.

Последние выпуски программы

Секреты игры на флейте

Бытует мнение, что все флейтисты немного не от мира сего. Как говорила героиня фильма Феллини «Репетиция оркестра»: «Должно быть от того, что мы дуем, дуем, и всё выдуваем у себя из головы».

Метаморфозы флейты

Флейта — один из древнейших музыкальных инструментов. Она пережила множество метаморфоз, и в конце концов стала тем музыкальным инструментом, который мы знаем сегодня.

Скрипка: мостик, подушечка, мозоли

Что делать родителям, если их ребенок, как Пётр Лаврищев, концертмейстер Симфонического оркестра радио «Орфей», увидев в консерватории скрипку, сказал, что на ней-то и хочет играть? Для начала набираться терпения.