Не-Крейцерова соната

Выпуск 68
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
В историю это произведение вошло с именем того, кто никогда его не играл, хотя композитор, разумеется, рассчитывал на другое.
Людвиг ван Бетховен. Соната для скрипки и фортепиано № 9, так называемая «Крейцерова».
С Родольфом Крейцером Бетховен встречался в Вене во время визита скрипача в составе свиты посла Французской Республики, лет за пять до сочинения сонаты. Композитору музыкант запомнился милым, славным и непринуждённо-естественным человеком, общение с которым доставило много удовольствия. Да и исполнительские доблести скрипичной звезды Парижа не оставили равнодушным. Поэтому в выборе адресата посвящения новой сонаты Бетховен не сомневался: только Родольф Крейцер. Такое посвящение могло бы помочь как в расположенности самого исполнителя, так и в намерениях завоевать музыкальный истеблишмент французской столицы (план, который Бетховен вынашивал не один год, но которому не суждено было сбыться).
Не-Крейцерова соната
Однако эффект получился обратный. Несмотря на дружеские отношения и переписку, Родольф Крейцер счёл новую сонату Бетховена «до крайности невразумительной» и даже не пытался когда-либо её исполнить. На этом историю незадачливого посвящения можно было бы и закончить, если бы не одно «но». В архиве Бетховенского Дома в Бонне по сей день хранится неполный автограф сонаты с надписью, от которой веет дружескими посиделками, совместными авантюрами, да и просто добрыми отношениями, приправленными изрядным юмором: «Мулатическая соната, сочинённая для мулата Бриджтауэра, большого сумасброда и мулатского композитора».
Кто такой этот Бриджтауэр и при чём тут Крейцер?
Всё дело в двойном посвящении сонаты, получившемся из-за полнейшего недоразумения, в результате которого композитор лишился друга, а из истории — вместе с изменённым посвящением — был вычеркнут талантливый виртуоз и первый исполнитель сонаты. Кто же он?
Джордж Огастас Полгрин Бриджтауэр — британский скрипач-мулат таинственного происхождения. Его отец — выходец из Вест-Индии, мать — не то австрийка, не то полька. Родился в Польше, учился в Австрии (якобы у самого Гайдна!), жил в Англии и с успехом концертировал по Европе. На афишах его величали не иначе как «сыном африканского принца», что было чудной маркетинговой выдумкой отца. Будучи в Вене, Бриджтауэр сошёлся с Бетховеном, который потратил немало сил, чтобы ввести нового друга в высшее общество. Композитор не скупился на восторженные комплименты в адрес виртуоза. А ради совместного участия в сольном концерте Бетховен (по просьбе Бриджтауэра) сочинил новую сонату, с блеском исполненную в венском Аугартене в мае 1804 года.
Что же случилось между друзьями, из-за чего Бетховен был вынужден переадресовать посвящение?
Как говорится, cherchez la femme — ищите женщину. Молва гласит, что мужчины не поделили некую даму, благосклонности которой оба добивались. Судя по всему, композитору дама предпочла экзотического мулата-красавца, что стало роковым как для дружбы обоих, так и для дальнейшей жизни приснопамятной сонаты. Рождённая и задуманная как Бриджтауэр-соната, она стала Крейцеровой.
Хотя, как кажется, в этом спорном треугольнике не оказалось победителей, кроме самой музыки. Какое бы имя ни носила соната, она — абсолютный шедевр.

Последние выпуски программы

Не сотвори себе кумира

Это история развенчания иллюзий и обретения уверенности в собственной избранности и независимости от важных имён на обложке партитуры.

Во имя Музыки

Клаудио Монтеверди и тайный адресат посвящения оперы «Орфей».

Неразгаданный адресат багатели

Кого или что имел в виду Бетховен, предпославший милой вещице надпись: «К Элизе 27 апреля на память о Людвиге ван Бетховене»?.

Поиск по сайту