Во имя Музыки

Выпуск 66
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Музыкальные посвящения бывают разного толка: от откровенного дара композитора интересующей персоне до зашифрованных посланий, над разгадкой которых безуспешно бьются поколения. Наша история — случай уникальный: это гораздо большее, чем почтительное приношение придворного композитора в адрес патрона. Чтобы в этом убедиться, достаточно просто открыть партитуру.
Праздничной токкатой, сияющей в ореоле старинной меди, открывается знаменитая опера Клаудио Монтеверди «Орфей». Точнее — «сказание на музыке», ибо на заре XVII столетия слово «опера» ещё не использовалось. Что это: увертюра, которую привыкли слышать в начале спектакля завсегдатаи оперных театров? Едва ли. Это знак. Образ и символ величия тех, с чьей подачи и при поддержке которых «Орфей» был написан и с успехом поставлен в покоях Мантуанского дворца в далеком 1607 году. Кто они?
Во имя Музыки
Мантуя конца XVI века. С моста, переброшенного через реку, открывается прекрасный вид. Мощные крепостные стены, строгий замок с башнями, колокольни церквей и недавно выстроенный дворец — благородное здание с изысканными аркадами и зубцами в виде хвостов ласточки. Это владения одной из самых блестящих княжеских династий эпохи Возрождения — герцогов Гонзага, властителей Мантуи и Монферрата
Нынешний правитель Мантуи — его Светлейшее высочество Винченцо Первый Гонзага. Ему немного за тридцать, он довольно молод, розовощёк, щёгольски одет и по последней моде носит остроконечную бородку и лихо подкрученные усики. Винченцо обожает роскошь во всех её проявлениях, увлекается мистикой, алхимией, и считает себя настоящим знатоком и покровителем искусства.
Имеет право! У герцога новый театр и собственная труппа. При дворе трудятся известнейшие поэты, художники и музыканты, а на приобретение картин и декоративных предметов роскоши Его Светлость изволит тратить целые состояния, не обращая внимания на стремительно пустеющую казну. Можно лишь представить, в какое восхищение пришел Винченцо Гонзага после того, как во Флоренции на помпезных торжествах по случаю бракосочетания Марии Медичи (родной сестры герцогини Гонзага) и Генриха IV лично увидел и услышал модную новинку — так называемую «драму на музыке».
Недолго думая, Винченцо загорается такой же идеей, ведь негоже Мантуе отставать от «заклятых» флорентийских родственников! А реализацию проекта возлагает на сына Франческо.
И вот по заказу наследного принца Гонзага придворный музыкант Клаудио Монтеверди во всю трудится над первой в своей жизни оперой, которая прославит его в веках. По задумке автора, спектакль открывается фанфарой — музыкальным приветствием покровителей, князей Гонзага. А при издании, конечно же, будет почтительно указано, что опера посвящена Светлейшему синьору Гонзаге, принцу Франческо (вероятно, в надежде на дальнейшую успешную службу при дворе). Композитор ещё знает, что три года спустя адресат посвящения без тени сожаления вышвырнет его из Мантуи. Но это будет потом. А пока — премьера оперы и колоссальный успех для «маэстро ди капелла» Клаудио Монтеверди.
За сим можно было бы и закончить историю посвящения оперы «Орфей». Но есть деталь в виде тайного послания современникам и потомкам. Сочиняя «Орфея», Монтеверди аккумулировал все собственные достижения и открытия, а также глубокое убеждение в том, что основная задача музыки — волновать и трогать сердца. В этом — главный посыл оперы. Именно Музыка в виде аллегорического персонажа начинает спектакль:
Я Музыка, чьи звуки так нежны,
Покой даю взволнованному сердцу,
И самые холодные умы,
Могу воспламенить и гневом, и любовью.
Музыка новой эпохи, в которую так верил Клаудио Монтеверди, и есть тайный адресат посвящения оперы «Орфей».

Последние выпуски программы

Шедевр для графини

Эта мелодия завоевала мир. А когда-то она покорила первую красавицу Парижа, чьё имя вышито флейтовым кружевом на деликатной глади музыкальной канвы…

Хитроумный Дон Педро

Был в истории русской музыки таинственный Дон Педро, на чьих плечах лежал тяжкий труд по обеспечению комфортом великого классика.

Наследник великого классика

Среди прижизненно опубликованных опусов эрцгерцога оказались 40 вариаций для фортепиано на тему с говорящим текстом: «О, надежда!». Автор темы и адресат посвящения всего сочинения — любимый Учитель, а в миру — просто «венский классик».

Поиск по сайту