«Альфред Шнитке — одна из главных тем моей жизни…», — Марк Лубоцкий
Выдающийся скрипач, педагог, писатель, человек-легенда Марк Лубоцкий появился на свет в Ленинграде 18 мая 1931 года. Он прожил большую, интересную жизнь. Не боялся играть запретную музыку, отстаивать свои идеалы, дружить. Добился успеха в Советском Союзе и раньше многих отечественных музыкантов распахнул перед собой дорогу в большой мир. Ему посвятил концерт и три сонаты великий Альфред Шнитке.
Воспитанный в семье хирурга, Марк Лубоцкий выбрал скрипку. Поступил в Центральную музыкальную школу, затем в Московскую консерваторию, где его учил сам Абрам Ямпольский. В аспирантуре одарённого юношу принял под крыло блистательный Давид Ойстрах.
Влюблённый в музыку студент не пропускал концерты знаменитостей. Однажды, написал в журнале о выступлении Эмиля Гилельса с квартетом Бородина. Спустя годы сам удивлялся юношеской наглости, с какой принял заказ на рецензию. Игру Гилельса Лубоцкий назвал божественной. Но главным в его судьбе стал другой великий музыкант.
«Альфред Шнитке — одна из главных тем моей жизни…»
Консерватория познакомила Марка Лубоцкого с Альфредом Шнитке. Студент-композитор попросил молодого скрипача посмотреть его первый скрипичный концерт. Лубоцкий откликнулся… и на всю жизнь увлёкся даром Шнитке, став первым в мире его исполнителем.
В СССР неординарную музыку слушали полуподпольно, стиль Шнитке не вписывался в советские догмы. Карьера же его друга и почитателя Марка Лубоцкого стремительно шла вверх. Он заявил о себе, приняв участие в Первом конкурсе Чайковского. Пришёл к финишу лишь четвертым, но приобрёл известность. Начались гастроли по стране, выезды за рубеж. В программу многочисленных концертов Лубоцкий включает сочинения опального Шнитке.
В 1976 году, будучи именитым музыкантом, записав на родине десятки пластинок, он решается вместе с семьёй уехать из СССР. Талант, расцветший в хрущёвскую оттепель, задыхается в брежневском застое, значительно сузившем общественную и культурную среду. Этот шаг за десять с лишним лет до падения железного занавеса открывает перед ним мир.
Лубоцкие останавливаются в Нидерландах, где Марк Давыдович преподаёт в Амстердамской консерватории. Затем переезд в Германию и работа в Высшей школе музыки в Гамбурге. Сюда, в Гамбург с открытием границ в 1990 году уезжает и Альфред Шнитке.
На Западе Лубоцкий очень востребован. Он много ездит, даёт мастер-курсы во всех частях света, играет с выдающимися дирижёрами. Концерты с его участием собирают полные залы в Европе, США, Японии, Австралии и Новой Зеландии. Он играет Баха, Моцарта, Бетховена, Брамса, Бриттена, Прокофьева и конечно же Шнитке. Сотрудничество скрипача и композитора не прервала кончина Альфреда Гарриевича в 1998 году. Марк Давыдович продолжает играть и записывать произведения своего кумира. Во втором десятилетии нового века он выпускает пластинку камерной музыки Моцарта и Шнитке, проводя сквозь века параллель между творцами-новаторами.
В последние годы жизни Лубоцкий заявил о себе в литературе. Он выпускает роман-автобиографию «Скрипкиада» и повесть «Непреклонная» о легенде албанской музыки Доре Леко. Последняя книга скрипача «Бессмертие листа клёна» полна воспоминаний о друге и главном композиторе его души — Альфреде Шнитке.
Текст: Наталья Оганджанянц