Бесспорно, Михаил Васильевич — личность уникальная, это неординарное явление в мировом музыкальном искусстве. Поражают прежде всего его интеллектуальность и глубина интерпретаций, вдумчивость и даже кажущаяся аскетичность, но вместе с тем вдохновенность и какая-то особая эмоциональность, а проще сказать — удивительный баланс сердца и ума.
Как дирижёр музыкант дебютировал в 1980 году, а спустя 10 лет создал свой коллектив — Российский национальный оркестр, который часто называют своеобразным «музыкальным послом» России за рубежом. Впрочем, вездесущие биографы пишут, что свой первый оркестр Михаил Плетнёв организовал в три года. Он усаживал перед собой плюшевых зверей, вручал им вырезанные из бумаги инструменты и начинал увлечённо дирижировать своим игрушечным оркестром. Это не удивительно, ведь мальчик родился в семье музыкантов: папа был баянистом, мама — пианисткой. Как правило, в таких семьях ребёнку остаётся лишь одно — продолжить династию. Как бы то ни было, оркестр, созданный уже взрослым музыкантом, знаменитый РНО, в 2008 году попал в двадцатку лучших симфонических коллективов мира (проведённый журналом классической музыки Gramophone опрос исключал оркестры, специализирующие на аутентичном исполнении). Почетное 1-е место досталось легендарному королевскому оркестру «Концертгебау», но для нас очень важно то, что в этом списке фигурируют три российских коллектива; РНО занял 15-е место.
Дирижёрская деятельность М.Плетнёва насыщена и разнообразна. РНО представил ряд монографических программ, посвящённых Мендельсону, Вагнеру, Малеру. В октябре 2007 года состоялся дебют музыканта в качестве оперного дирижёра на новой сцене Большого театра, в ноябре в КЗЧ была осуществлена концертная постановка опер Рахманинова «Алеко» и «Франческа да Римини», затем были исполнены оперы Римского-Корсакова «Майская ночь» и опера Бизе «Кармен».
Михаил Плетнёв — один из немногих музыкантов, не стремящихся общаться с прессой. Скорее, наоборот. Он сторонится публичности, крайне редко даёт интервью, отвечает почти односложно… Всё его время посвящено творчеству, будь то рояль, оркестр или композиция.
Не такой как все. Михаил Плетнев
Непроницаемое лицо без тени эмоции и волшебные руки, творящие чудеса. 14 апреля 1957 года родился один из самых интеллектуальных и загадочных пианистов современности Михаил Васильевич Плетнёв.
Музыкальный дар Плетнёва сродни учёному гению. Он делает открытия, чувствуя в нотных текстах то, что до него никто не подметил. А потом ошарашивает публику, переворачивая восприятие произведений, как научное озарение изменяет мир. За безучастным лицом скрывается страстная личность экспериментатора, который всегда в поиске новых ощущений, причём не только в музыке. Он погружается в морские глубины, увлекаясь дайвингом, покоряет скоростные трассы как горнолыжник, и парит в небесах, пилотируя самолёт.
Репутацию особенного Плетнёв завоевал ещё в Московской консерватории, где о нем и по сей день ходят легенды. Рассказывают, что он с лёгкостью, за разговором с сокурсником, играл Второй этюд Шопена, причём не правой, а левой рукой. Пройдут годы, и холодноватый маэстро исполнит концерты польского романтика, унося зал в иное измерение.
Триумфатор и золотой медалист конкурса Чайковского юный Михаил Плетнёв в 1978-м представил публике собственное переложение балетных сцен из «Щелкунчика». Оно произвело настоящий фурор, и сейчас эта сюита входит в «золотой фонд» фортепианного репертуара.
Чайковский рядом ним всю жизнь. Особенно, по — плетнёвски звучат заигранные «Времена года» и лёгкие миниатюрные пьески из «Детского альбома». Он «очистил от штампов великодержавности» Первый концерт великого композитора, исполнив авторскую версию в качестве солиста и дирижёра Российского национального оркестра. Этот коллектив, созданный маэстро в 1990 году, стал одним из лучших в мире, и работать с ним — счастье для Евгения Кисина и Даниила Трифонова, Вадима Репина и Джошуа Белла.
Большой фестиваль РНО, в 2009 году задуманный Михаилом Плетневым, ежегодно открывает новый концертный сезон в Москве и неизменно любим публикой. Увидеть, как Плетнёв дирижирует своим «детищем», услышать уникальные программы, наполненные известными и редко звучащими произведениями Рахманинова, Танеева, Бетховена — впечатление на всю жизнь.
Суровое лицо, почти неподвижная спина и удивительные кисти, скользящие по клавишам… Это Михаил Плетнёв солирует в 24-м концерте Моцарта. Соло замирает, а он гибко взмахивает рукой, приглашая оркестр, продолжить звучащую гармонию. Изумительно легко, виртуозно, как сама гениальная музыка великого австрийца! Зал рыдает и заходится в овациях, аплодируя таланту музыкантов и их дирижёра ….
Однажды, влюблённая публика, не хотела отпускать его с концерта Декабрьских вечеров. И он поразил присутствующих, блестяще сыграв на бис по памяти … все 24 прелюдии 11 опуса Скрябина. Во истину космический интеллект и волшебные руки у маэстро Михаила Плетнева!
Текст: Наталья Оганджанянц