Мессия
«Я изласкаю, я истерзаю тебя, истомившийся мир, а потом возьму. И в этом Божественном акте дам Тебе познать блаженство». Эти слова написал человек, который возомнил себя Богом, способным изменить будущее человечества. Александр Скрябин, пианист и один из самых знаковых композиторов 20 века появился на свет 6 января 1872 года в Москве, в семье потомственного военного.
Несмотря на небольшой рост — всего 1 метр 64 сантиметра — был стройным и подтянутым, с осанкой из кадетского детства и занятий йогой, с повадками светского льва. Густые русые волосы, большой красивый лоб, холодные карие глаза обольстителя и огромные кавалерийские усы, которые было видно со спины. А еще одежда «с иголочки» и прекрасная музыка, льющаяся со сцены. У молодого Скрябина она так похожа на Шопена, а автор за роялем — на таинственного эльфа.
От поклонниц не было отбоя. Две жены — одна официальная, другая гражданская — подарили семерых детей, но не они волновали композитора. В конце жизни он осознал себя Мессией, а музыку лишь средством для достижения заветной цели — создания «Мистерии», которая уничтожит мир. Под небом Индии соберется человечество, и в момент экстаза языческой оргии перестанет существовать.
Кто-то видел в нём гуру, а кто-то — сумасшедшего. Одни восторгались Третьей симфонией, «Поэмой экстаза», «Прометеем». Другие считали примитивом поляризацию образов на «высшую утончённость» и «высшую грандиозность», не признавали цветомузыку и смеялись над партией света в партитуре.
Споры разрешились трагически. Он, который по любому пустяку бежал к врачу, на улице не снимал перчатки, а дома постоянно мыл руки, погиб внезапно и нелепо — от прыщика на верхней губе. Удалил его перед концертом в Петрограде, а через неделю началось заражение крови. Вот так ушёл из жизни тот, кто посягнул на место Бога. Александр Скрябин — великий мистик среди музыкантов и величайший музыкант среди мистиков.
Текст: Ольга Сирота
Он такой — единственный
Виртуозный, утончённый, воздушный, а порою невероятно мощный — свой первый и единственный Концерт для фортепиано с оркестром Александр Скрябин представляет публике в Одессе. На календаре 23 октября 1897 года. За пультом дирижёра — учитель молодого композитора по Московской консерватории Василий Ильич Сафонов. Оркестр то уходит на второй план, аккомпанируя роялю, то на равных соперничает с ним.
Солирует автор, ему всего-то 25 лет, но уже устоялся знаменитый скрябинский имидж — пышные усы и борода. Ну, а о его авторском исполнении своих сочинений многие были наслышаны заранее.
Скрябин — известный мастер салонных пьес и виртуоз. Совсем недавно он вернулся из заграничного турне, где очаровал аудиторию, снискав славу одного из лучших музыкантов русской школы. Пришло время для новых высот.
Оркестровка давалась нелегко. Он часто допускает ошибки и просит опытных коллег проверять партитуру. Рукописи хранят правки, сделанные рукой Римского-Корсакова и не только. В письмах Скрябин извиняется перед Николаем Андреевичем за неряшливость, обвиняя во всем мучающую его невралгию. А ещё временами напоминает о себе переигранная в ученичестве рука. Многие критики этим объясняют неудачное исполнение на петербургской и московской премьерах, которые случатся вскоре. Но потом он убедит слушателей в своём совершенстве, сыграв концерт множество раз и получив за него премию Глинки.
Нервный, не от мира сего Скрябин ещё удивит мир своей симфонической музыкой, полной невиданных идей. А утончённый, прекрасный фортепианный концерт так и останется в его творчестве единственным.
Текст: Наталья Оганджанянц