Первый певец русской оперы
Мощь полнозвучного густого баса и подвижность лёгкого баритона, искусные перевоплощения в героя, шута и романтика… Вы скажете: «Это невероятно!». Когда-то эти же слова произнёс Михаил Глинка, услышав впервые Осипа Петрова. А потом в расчёте на него написал своего Ивана Сусанина- главного героя оперы «Жизнь за царя».
Осип Афанасьевич Петров был одинаково хорош и в русском, и итальянском репертуаре. Не случайно, Мусоргский с восторгом называет его «титаном, вынесшим на своих плечах почти все, что создано в драматической музыке». Но до этого певцу ещё нужно было побороться за право заниматься любимым делом.
Осип Петров явился миру в ноябре 1807 года (энциклопедии указывают разные дни рождения, чаще всего — 15 число). Его родина — город Елисаветград, что самом центре Украины. Мама растила сыночка одна, зарабатывая гроши торговлей на базаре. В семь лет голосистый ребёнок поступил в церковный хор, а родной дядя забрал его оттуда. Он хотел отвадить мальчика от баловства, приучить к настоящему делу и жестоко избивал племянника, когда тот отвлекался на музыку. Но упорный ребёнок не сдавался и, в итоге, был изгнан из дома. А дальше — игра на гитаре, актёрство, пение куплетов, провинциальные труппы. Голос, артистизм, эффектная внешность… О нем говорят: «точно на сцене родился». Петербургский режиссёр, подметив юный талант, увозит его с собой в столицу, где самородок из глубинки, дорвавшись до мечты, запоем играет и в драме, и в опере. И вот уже его зовут петь в операх Моцарта, Россини, Беллини, услышав в народных интонациях «сокровище, обогащающее музыкальный театр».
Голос Петрова, который поэтично сравнивают со «звуком громадного, отлитого из серебра колокола», зацепил и молодого Михаила Глинку. Именно таким он задумал своего Ивана Сусанина и попал в яблочко. «Петров в опере „Жизнь за царя“ воспрянул во весь рост громадного таланта», — напишет критика после исторической премьеры 9 декабря 1836 года.
Бас из простонародья и поверивший в него «гений и абсолютный дилетант» Глинка (эту характеристику дал коллеге Чайковский, имея в виду, что композитор никогда не учился в консерватории), в одночасье станут героями национальной музыкальной культуры. С того самого дня Осип Петров безраздельно властвует на русской оперной сцене.
Как жаль, что за давностью лет нам не узнать, как звучал голос певца в произведениях не только Глинки, но и Даргомыжского, Римского-Корсакова, Мусоргского… Доверяя чутью и вкусу гениев, читая воспоминания современников, мы можем лишь фантазировать, наслаждаясь музыкой, адресованной первому басу отечественного оперного театра Осипу Афанасьевичу Петрову.
Текст: Наталья Оганджанянц