Композитор Александр Даргомыжский: несвоевременный гений русской драмы
Александр Сергеевич Даргомыжский был страстным поклонником творчества своего тёзки Пушкина. Композитор сочинил на стихи поэта самые лучшие романсы и две реформаторские оперы. Новаторский стиль музыканта-самоучки современники не оценили, а потомки забыли на долгие годы. Он родился в семье, где было мало денег и много поэзии. Мать писала неплохие стихи и хорошо знала, какие интересные книги могут скрасить жизнь её сыну. После перенесённой болезни мальчик лишился речи, а говорить и читать начал практически одновременно с обучением игре на фортепиано.
В Петербурге, куда чета Даргомыжских перебралась из Тульской губернии, Сашу считают талантливым пианистом. Музыкальный авторитет неказистого юноши, канцелярского служащего самого низкого звена, растёт на глазах, когда на салонных вечерах он садится за роль и исполняет свои вокальные опусы на стихи Пушкина. В 16 лет он уже автор романса «Я вас любил». Ещё один шедевр камерно-песенного жанра- «Юношу и деву» — Даргомыжский пишет в судьбоносный для себя год, когда знакомится с Михаилом Ивановичем Глинкой. Он участвует во всех сценических репетициях первой национальной классической оперы.
Вскоре Александр загорается идеей самому написать «настоящую» драму. Проштудировав учебники по теории музыки, он делает ставку на мелодекламацию. После невнятной премьеры первой оперы «Эсмеральда» по роману Гюго «Собор Парижской Богоматери», композитор полагает, что сочинения любимого Пушкина его не подведут. В конце 40-х годов приступает к созданию «Русалки». Работа продвигается крайне медленно. В 1856 году спектакль наконец-то показывают в Мариинском театре, но с большим количеством купюр, а затем и вовсе снимают с репертуара.
На Петербургскую сцену «Русалка» с успехом вернётся через 10 лет, и это вдохновит Даргомыжского на сочинение «Каменного гостя». Он пишет его, нарушая оперные каноны предшествующих столетий. Герои не поют, а разговаривают на языке Пушкина. Поэт — главный персонаж спектакля, пусть и невидимый. Вставив две песни Лауры в партитуру, композитор делает реверанс не в её сторону, а, скорее, публики. Как она воспримет произведение, Даргомыжский не узнает. Он умрёт в 1869 году, так не дописав оперу до конца.