Беллини Винченцо
Bellini Vincenzo Salvatore Carmelo Francesco
03.11.1801 – 23.09.1835
- Италия
К жизни Винченцо Беллини вполне применим слоган «Живи ярко и умри молодым». Родись Винченцо в наш беспокойный век, был бы главным ньюсмекером для акул «жёлтой прессы». Череда громких романов и репутация белокурого мачо, бурные ссоры с либреттистом Романи и музыкальная дуэль с Доницеттти быстро становились достоянием общественности. Тем не менее, за десятилетний творческий путь он успел создать произведения, навсегда изменившие музыкальную картину мира. Неожиданная смерть Беллини в возрасте 34 лет потрясла всех. Безмерно любивший его музыку Шопен, когда настал его черёд покинуть земную юдоль, пожелал покоиться рядом со своим кумиром.
Появлению на свет будущего мастера bel canto мир обязан колоритному местечку на Сицилии — Катанье. Винченцо родился в семье потомственных музыкантов, так что его судьба была предопределена. Ореол вундеркинда помог ему очаровать местных меценатов и проложить себе путь в консерваторию, где его на обучение взял маститый композитор Цингарелли. Мэтр, надо сказать, остался не в восторге от своего ученика. Не были в эйфории и надменные знатные родители Маддалены Фумароли, когда неизвестный пока ещё юноша попросил руку их красавицы-дочери. Эти два обстоятельства заденут Беллини столь сильно, что он даст клятву показать всем, на что он способен. Всю последующую жизнь он будет доказывать свою состоятельность как композитора, богатого патриция и страстного любовника всему окружающему миру, стремясь на самом деле доказать это лишь одному человеку — самому себе.
Уже первые его оперы, «Адельсон и Сальвина», «Бьянко и Фернандо», горячо заинтересовали не только публику, но и пронырливых ищеек молодых талантов, каким был Доменико Барбайя — дальновидный импресарио Ла Скала. Его заказ для открытия нового сезона вызвал к жизни первый шедевр из числа произведений, подаренных человечеству щедрым Беллини. Опера «Пират» имела оглушительный успех, что повлекло за собой многочисленные контракты уже не только от Ла Скала, но и от театра Ла Фениче и Венской оперы. Кстати, именно с «Пирата» началось длительное сотрудничество и трогательная дружба с модным либреттистом Феличе Романи и звёздным тенором Рубини. В этом произведении Беллини выступил как реформатор. Фактически, он стал автором первой итальянской романтической оперы. Найденные им приёмы станут характерными для всей итальянской оперы первой половины XIX века.
Работа в ритме нон-стоп, частые выматывающие переезды, душевные волнения, вызванные затяжным, непростым романом с Джудиттой Турина, не могли пройти бесследно для здоровья Беллини. Впервые он серьёзно и надолго заболел. Несмотря на это, композитор всё-таки завершил заказ для театра Венеции в срок. Опера «Капулети и Монтекки» написана на то же либретто, что использовал когда-то для создания своей знаменитой оперы «Ромео и Джульетта» учитель Беллини — Цингарелли. Естественно, что триумф произведения Беллини затмил славу своей предшественницы, тем самым полностью разрушив надежды маэстро Цингарелли на видное местечко в истории театра.
Музыкальные счёты Беллини сводил и с Гаэтано Доницетти. Их «дуэли» напоминали остросюжетный сериал. Дело в том, что музыкальные театры в те времена организовывали целые военные кампании в борьбе за своего зрителя, пытаясь обогнать соперника в звёздности труппы, в виртуозности композитора и богатстве убранства. В историю вошло агрессивное противостояние театров Ла Скала и Каркано, флагманами этой борьбы исподволь были Беллини и Доницетти. Их оперы шли в этих театрах. Небывалую остроту добавлял тот факт, что либреттист был один на двоих — Романи. Победа определялась успехом постановки. В этом отношении опера «Сомнамбула» Беллини абсолютный лидер. Талант композитора расцвёл, подобно изысканному райскому цветку. Утончённая красота и неуловимая меланхолия этой музыки, роскошь кантилены и элегантность оркестровки возвели эту оперу в идеал.
Так было не всегда. Бесспорный шедевр, гениальная «Норма» при первом исполнении с оглушительным треском провалилась, в зале презрительно свистели. Это, конечно, не первый случай фиаско для Беллини. Так, опера «Заира», сочинённая годом ранее для театра Пармы была невероятно холодно принята публикой. И не последний — в 1833 году провал постиг оперу «Беатриче ди Тенда». Однако «Норму» сам Беллини считал лучшим своим произведением. Кстати, и не только он один. Вагнер, жесточайший антагонист итальянской оперы, не мог устоять перед очарованием этой оперы, и сам неоднократно дирижировал спектаклями в Германии. Итальянской публике понадобились всего сутки, чтобы на уже следующем спектакле плакать навзрыд, сопереживая главной героине, и аплодировать стоя мастерству несравненного мелодиста Беллини. С тех пор «Норма» триумфально шествует по сценам лучших театров, а роль друидской жрицы, несмотря на необычайную сложность, стремятся получить все певицы мира.
Возмещением моральных потрясений от провала «Нормы» стала поездка в Лондон, где были с успехом поставлены лучшие оперы итальянского маэстро. Но центром притяжения всей творческой элиты того времени был Париж. Достаточно было покорить Париж, чтобы весь мир был у твоих ног. Беллини едет в модную столицу, не подозревая, что французская земля станет для него последним пристанищем. Сначала он молниеносно покоряет местное светское общество, водит дружбу с Альфредом де Мюссе, Жорж Санд, Фредериком Шопеном и Виктором Гюго. Вскоре он заручается поддержкой главного музыкального трендсеттера Парижа — Джоакино Россини, чьё влияние на общественность было велико. Россини стал своего рода старшим консультантом по французскому музыкальному вкусу для своего молодого земляка. Наконец, в начале 1835 года была написана новая опера «Пуритане». От исхода премьеры зависела дальнейшая карьера Беллини. Триумф был сенсационным, а Беллини прославился на весь Париж.
Насладиться в полной мере своей победой ему не пришлось. Скорая смерть настигла его в самый блестящий период жизни и творчества. Из-за внезапности трагедии распространились слухи об отравлении маэстро. Организацией похорон занимался Россини, трогательным образом заботясь не только о доброй памяти друга, но и о мраморном памятнике, средства на который он собирал лично. Несмотря на ошеломительный успех опер, последние месяцы Беллини был на грани финансовой катастрофы. Незадолго до смерти Беллини узнал о кончине своей первой любви — Маддалены. Она так и прожила всю жизнь воспоминаниями об их любви. Люди, общавшиеся с ней, всегда отмечали печать невыразимой печали и скорби в её облике. Волею судеб Маддалена и Винченцо воссоединились лишь после смерти, когда в 1876 году прах великого композитора был предан родной сицилийской земле.