Русское чудо чешского Штрауса
«Музыкальные» поезда подъезжают к Павловскому вокзалу. Нежный вальс кружит головы, выходящим на перрон дамам и господам. Вы должно быть подумали, что петербуржцы приехали на концерт Иоганна Штрауса? Но нет. Король вальса посетит Россию намного позже, а сегодня в привокзальном ресторане выступает его старший коллега, с которым в будущем ему придётся соперничать. Слава композитора и дирижёра Йозефа Лабицкого гремела на всю Европу в первой половине 19 века.
Известно о маэстро не много. Он родился 4 июля 1802 года в небольшом городке близ Карловых Вар в Чехии, которая тогда входила в состав Австро-Венгрии. Поездив по империи, в возрасте за тридцать, он встал на малой родине за пульт оркестра и вмиг прославился. Танцующая музыка располагает к приятному отдыху на водах, довольные курортники несут молву о маэстро по всему Старому Свету. И вот уже избалованная музыкальными шедеврами Вена ценит его мелодии не меньше вальсов Штрауса-отца.
Покорив Европу, Лабицкий едет в Петербург. Там как раз достроили железную дорогу в Павловск. Новый транспортный путь надо раскручивать, и администрация задумала музыкальные развлечения в привокзальном ресторане. Фейерверки, балы, заграничные дирижёры…
Лабицкий прибыл сюда первым из заезжих музыкантов, заложив фундамент будущего оглушительного успеха. Газеты пишут о его концертах, на которых маэстро развлекает публику пёстрой смесью из танцев и маршей, кусочков модных опер и музыки Бетховена и Глинки. Пройдёт время и привокзальный кабак станет престижным концертным залом. Десять сезонов здесь влюбляет петербуржцев в свои вальсы Штраус. Чайковский отдаёт музыкальной площадке премьеры своих сочинений. Выступают Глазунов и Прокофьев, поют Собинов и Шаляпин, танцует великая Анна Павлова.
Звёздные музыканты затмили память о чешском «короле вальсов». Но пьянящие мелодии Йозефа Лабицкого продолжают кружить голову, искря и сверкая как шампанское в хрустальном стакане. И мы благодарны маэстро, за танцующую музыку и первый камень, который он заложил в фундамент павловского культурного чуда.
Текст: Наталья Оганджанянц