Обзор онлайн-трансляций 13 мая
Дата публикации: 13 мая 2020
Приподнятое весеннее настроение на протяжении всего этого дня помогут сохранить трансляции, которые вы сможете услышать и увидеть на нашем сайте.
И вначале заинтересуем музыкой наших маленьких слушателей.
«Оперу для непослушных детей» показывают в Новосибирской филармонии.
«Если вас поймала мама за любимым делом вашим, например, за рисованьем в коридоре на обоях, объясните ей, что это ваш сюрприз к 8 Марта. Называется картина — „Милой мамочке моей“». Так «поучает» непослушных детей писатель Григорий Остер в своей книге «Вредные советы». Артисты театра «Мир музыки» поют и танцуют под его стихи в «Опере для непослушных детей».
Здесь нет никаких нудных нравоучений, никаких упреков и намеков, только свободная, счастливая жизнь, полная приключений и развлечений. И советы самые что ни на есть замечательные, например, такие: «Потерявшийся ребенок должен помнить, что его отведут домой, как только назовет он адрес свой. Надо действовать умнее, говорите, что живете возле пальмы, на далеких островах. Потерявшийся ребенок, если он не дурачок, не упустит верный случай в разных странах побывать».
Смеются мальчишки, девчонки и их родители, слушая «Оперу для непослушных детей». Так подспудно, без нудной дидактики, хотя и не без «хулиганства», проходит воспитательный процесс.
Начало в 11:00 (мск).
Другую музыкальную сказку для детей — «Снежную королеву» показывают в Тульской филармонии. Музыкальные шедевры Моцарта и Грига, неоновое шоу и эффектная авторская пескография, оригинальные светящиеся костюмы и пластические миниатюры создают небывалое зрелищное представление.
Начало в 12:00 (мск).
Мариинский театр предлагает посмотреть балетный урок. Желающие могут повторять некоторые движения за артистом.
«Орган LIVE» — мини-концерт и чат в прямом эфире ждет вас в Томской филармонии. Концерт посвящен 335-летию со дня рождения и 270-летию памяти Иоганна Себастьяна Баха. В этом году календарь памятных дат зарифмовал две юбилейных даты великого композитора, связанных с его рождением и уходом. Поэтому органист Томской филармонии Дмитрий Ушаков выбрал для концерта хоральные прелюдии от Рождества до Пасхи из его знаменитой «Органной книжечки». В концерте, который будет транслироваться в прямом эфире, Дмитрий Ушаков исполнит пьесы из первой части «Органной книжечки». О значении этих пьес музыкант расскажет в перерывах звучания музыки и будет общаться со слушателями в чате.
Онлайн-концерт будет доступен до 12:00 часов следующего дня.
В Свердловской филармонии Юрий Башмет, «Солисты Москвы» и Константин Хабенский участвуют в литературно-музыкальном проекте на музыку Шуберта и Сен-Санса с фрагментами «Калигулы» Камю.
Идея эксперимента по соединению «Калигулы» Альбера Камю с музыкой Франца Шуберта принадлежит Константину Хабенскому: «Осмысление и понимание многих реплик в пьесе пришло к нам, артистам Ленсовета, на девятый или десятый год работы в этом спектакле, — делится актер. — Но когда мы закрыли постановку, мысли о „Калигуле“ все равно будоражили меня. Юрий Башмет предложил прослушать фрагмент из квартета Шуберта „Смерть и девушка“, а я предложил совместить его с отрывком из пьесы „Калигула“. И нам обоим показалось, что это будет интересный проект». Позже Юрий Башмет признавался, что боялся помешать Хабенскому «уложить» текст в музыкальную составляющую: «это оркестр, и его сильно ускорить или замедлить в развитии или потоке существующей информации очень трудно. Но Костя — музыкальный человек и сам потрясающе все это подготовил».
Вместе с фрагментами из пьесы Альбера Камю и квартетом Франца Шуберта (в переложении для струнного оркестра Густава Малера) звучит знаменитый «Карнавал животных» Камиля Сен-Санса, в котором каждый номер сюиты предварен прочтением поэтического текста Франсиса Бланше в переводе Дмитрия Быкова.
Необыкновенно красивую программу представляют в Пермской филармонии. В этот вечер орган будет звучать в дуэте с флейтой, инструментом, который часто называют ангельским. Сочетание органа и флейты — одно из самых ярких и красивых. Волшебное соло флейты органично «вливается» в богатую тембровую палитру органа. А величественный орган, поражающий своей звуковой мощью, становится очень нежным и мягким в дуэте с флейтой.
В первом отделении концерта будут представлены шедевры барочной музыки Германии и Италии: одна из красивейших сонат Доменико Скарлатти, сочинения для флейты и органа Иоганна Себастьяна Баха, а также соната для флейты и клавесина прусского короля Фридриха II (Великого), который был одарён музыкально, сочинял музыку и прекрасно играл на флейте.
Во втором отделении, наряду с популярной классикой — сочинениями Чайковского и Верди, прозвучит музыка 20 века — это произведения французского мелодиста Эжена Боцца и известного аргентинца Астора Пьяццоллы; и современная музыка, представленная сочинениями британского композитора, импровизатора, флейтиста Яна Кларка и немца Энйотта Шнайдера, автора музыки для органа, кино и телевидения.
Вместо туфелек — пуанты, вместо короля — Никита Хрущев, вместо сказочного королевства — город Молотов. Все это в балете «Золушка» от Пермского театра оперы и балета.
Бывший худрук театра Теодор Курентзис и главный балетмейстер Алексей Мирошниченко перенесли сюжет в театральную среду середины прошлого века. Впрочем, время в балете обозначено точно — 1957 год, в Москве проводится Международный фестиваль молодежи и студентов. Место действия — Большой театр, где к этому важному событию готовится постановка балета «Золушка». Юная балерина Вера Надеждина репетирует главную роль, а рядом с ней сразу два принца: начинающий советский балетмейстер Юрий Звездочкин и звезда Парижской оперы Франсуа Ренар. Но вопрос — кому отдать руку и сердце — за героиню решат сотрудники органов госбезопасности. Француза вышлют из страны, обвинив в шпионаже, а молодую балерину за связь с иностранцем отправят на Урал, в Молотов. Но это не конец истории, дальше будет действовать второй Принц — Юрий Звездочкин.
Начинаем следить за сюжетом в 17:00 (мск).
Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко приглашает в 18:00 на онлайн-лекцию «Мы любим сториз: что рассказывают „сюжетные“ балеты».
Балет всегда рассказывал истории — не всегда это делалось так, как привычно сегодня. Спектакли на основе «большой литературы» — порождение ХХ века, причем новейшие балеты-романы, балеты-биографии мало напоминают первые образцы жанра. Каждая эпоха имела собственное понятие о том, как изложить story (и какую именно story), но не нарушить законов классического танца. Каждый хореограф по-своему проводил черту между «сюжетным» и бессюжетным», подчас вовсе отказываясь от такого деления.
Богдан Королёк, помощник художественного руководителя Урал Балета, продолжает разговор, начатый на лекции Виты Хлоповой об одноактных балетах, — возможно, самый острый разговор для современного балетного театра.
В гостях у Нижегородской филармонии Санкт-Петербургский Дом музыки. Лауреаты международных конкурсов Роман Маркелов (саксофон), Степан Стариков (скрипка) и Федор Амосов (виолончель) исполняют произведения Чайковского, Дворжака и Вайнена в сопровождении симфонического оркестра Нижегородской филармонии под управлением Адександра Скульского.
«Шопениана» Дмитрия Каприна прозвучит в Московской консерватории. В программе Полонез-фантазия ля-бемоль мажор и этюды опус 10 и опус 25 великого польского гения.
Музыку из балета Чайковского «Лебединое озеро» можно услышать в трансляции Парка науки и искусств «Сириус». Шедевры исполнит Большой симфонический оркестр имени Чайковского. Художественный руководитель и главный дирижер — народный артист СССР Владимир Федосеев. Начало в 19:00.
В 22:00 ждём вас на «Орфее». В программе «Концертный зал» отметим 175-летие со дня рождения Габриеля Форе. Его музыка — истинно французская и глубоко человечная — многие десятилетия остаётся образцом элегантности и вкуса. Ирина Тушинцева представит вам лучшие сочинения мастера: Реквием, оркестровую сюиту «Маски и бергамаски», и камерные инструментальные пьесы. Среди исполнителей — выдающиеся музыканты: дирижеры Филипп Хервеге и Мишель Плассон, виолончелист Борис Пергаменщиков и пианист Павел Гилилов.
«Петербург-концерт» предлагает посмотреть на своём сайте программу «24 скрипки короля». Название концерта не случайно. Именно так — «24 скрипки короля» — назывался знаменитый оркестр при дворе Людовика XIV. В разное время в его состав входили лучшие исполнители столетия. К таким музыкантам относится Жан-Батист Люлли — крупнейшая фигура музыкальной жизни Франции того времени. Основатель Королевской академии музыки, композитор, танцор, дирижёр, он также был одним из основоположников французской скрипичной школы. Его увертюру и пассакалию из оперы «Армида» и исполнит в самом начале вечера Симфонический оркестр Санкт-Петербурга под управлением Сергея Стадлера.
«Зимнее чудо» в Башкирской филармонии. Здесь показывают сольный концерт заслуженной артистки Башкортостана Лилии Ишемьяровой.
Юбилейный концерт Газинура Фарухшина показывают в Татарской филармонии. Этим концертом он не только открыл новые страницы своего творчества, но и отметил юбилей ‑ недавно певцу исполнилось 60 лет.
Текст Татьяны Тимофеевой
Последние события
Вышла антология «Звуковой обзор-4»
Фирма «Мелодия» и Союз композиторов России выпускают антологию «Звуковой обзор-4». В этом году проект посвящён вокальной и оперной музыке отечественных авторов.
Карельскую филармонию реконструируют
Карельскую национальную филармонию ждёт реконструкция. На работы, которые будут идти в 2025–2027 годах, потратят почти 2 млрд рублей.
«Вайб» 2024 года
«Вайб» стал словом года по версии портала «Грамота.ру». В тройку лидеров также вошли «скуф» и «прилёт». В голосовании участвовало 11 слов-кандидатов, их отбирали 400 филологов со всей страны.