Шуберт Франц

31.01.1797 – 19.11.1828
По словам Б. Асафьева, «Шуберт обладал редкой способностью быть лириком, но не замыкаться в свой личный мир, а ощущать и передавать радости и скорби жизни, как их чувствуют и хотели бы передать большинство людей, если бы обладали дарованием Шуберта».
Вся недолгая жизнь Шуберта прошла в Вене и оборвалась рано. Слава и признание не успели придти к нему. Смерть его прошла почти незамеченной. При жизни Шуберта была опубликована лишь малая часть его многочисленных произведений, главным образом песни и кое-что из фортепианных пьес.
Франц Шуберт вошел в историю как первый австрийский романтик, создатель романтической песни и фортепианной миниатюры, романтических симфоний, фортепианных сонат и камерно-инструментальных ансамблей. Выдающееся место в вокальной лирике Шуберта занимают его песенные циклы на слова В.Мюллера — «Прекрасная мельничиха» (1823) и «Зимний путь» (1827). Причисляемая обычно к циклам «Лебединая песня» представляет собой сборник, в который вошли песни (на тексты разных поэтов), написанные Шубертом в последний год жизни и собранные после его безвременной кончины.
Современники Шуберта не ценили его симфоническую музыку. В венском музыкальном мире Шуберт оставался по существу одиноким. Композитору даже не пришлось услышать в оркестровом звучании ни одной из своих зрелых симфоний. О рукописи «Неоконченной» симфонии просто забыли. Написанная в 1822 году, она была случайно обнаружена среди бумаг одного из друзей Шуберта — Ансельма Хюттенбреннера — лишь в 1865 году — спустя сорок три года после ее создания — симфония была обнаружена и впервые исполнена. Написанная в 1825 году так называемая «Гаштейнская» симфония до сих пор неизвестна.
В 1828 году стараниями друзей был организован единственный при жизни Шуберта концерт из его произведений. Концерт имел огромный успех и принёс композитору большую радость. И несмотря на пошатнувшееся здоровье, он продолжал сочинять. Конец наступил неожиданно: Шуберт заболел тифом и 19 ноября 1828 года скончался. Оставшееся имущество было оценено за гроши, а многие сочинения пропали. Известный поэт того времени Грильпарцер, сочинивший годом раньше надгробное слово Бетховену, написал на скромном памятнике Шуберту на венском кладбище: «Здесь музыка похоронила не только богатое сокровище, но и несметные надежды».