Безумец, пророк или гений?

Дата публикации: 25 сентября 2022

Загадочный, парадоксальный, совершенно особенный музыкант. 90 лет назад, в Торонто родился непостижимый и невероятный Гленн Гульд. Его интерпретации произведений Баха так неожиданны, что оставляют ощущение могучего интеллекта, который открывает новые миры. Кто он безумец, гений или пророк, о котором сложено множество мифов?
Мама у Гленна — внучатая племянница Эдварда Грига, она первой учила сына нотной грамоте. Потом, конечно, были педагоги и консерватория. На концертах он всегда играет, сидя на низеньком стуле, сделанном папиными руками.
Первые упоминания о выступлениях Гленна появились, когда он, шестилетний, участвовал в церковных мероприятиях. Может быть, именно тогда впечатлительная детская душа заболела музыкой Баха, чтобы потом всю жизнь искать в ней новые смыслы.
На запись «Гольдберг-вариаций» он пришёл, одетый в зимнее пальто в разгар лета. Сел за рояль и… сыграл несколько абсолютно разных трактовок. И в каждой было слышно, как пианист с энтузиазмом подпевает, добавляя шедевру ещё один голос.
Взъерошенный, иногда босой, с клавишами почти у подбородка, время от времени дирижируя себе свободной рукой, он, словно инопланетянин, открывает произведения по-новому, меняя темпы и привнося множество неожиданных идей.
Не ограничиваясь музыкой Баха, Гульд виртуозно исполняет Бетховена, Шёнберга, Сибелиуса, считая Моцарта и Шопена слишком простыми. Его уникальность обсуждают во всем мире, но только не в Советском Союзе.
В конце 50-х в полупустом зале Московской консерватории канадский гость исполняет фуги Баха. Рискнувшие посетить концерт, потрясены, происходящим на сцене. Они звонят в антракте знакомым, и второе отделение уже слушает переполненный зал.
В 32 года эксцентричный талант, измученный жёсткостью гастрольных графиков и страхом перелётов, разочаруется в публичности. Окружённый лишь уникальной аппаратурой, он полностью уходит в музыкальные искания. Экспериментируя с музыкой Баха, записывает бесконечные трактовки до самой смерти в 50 лет.
Слушая записи, оставленные особенным пианистом, каждый может сам ответить на вопрос: «Кто он, Гленн Гульд, — безумец, пророк или гений?
Текст: Наталья Оганджанянц

Последние события

Россияне выбирают культуру

Жители России стали чаще посещать культурные мероприятия. Доля горожан, которые регулярно (хотя бы раз в 2-3 месяца) ходят в кино, на спектакли или концерты, за два года выросла с 50% до 53%.

«Орфей» завоевал два «Золотых микрофона»

«Орфей» удостоился двух «Золотых микрофонов» национальной премии «Радиомания»! Победу одержали рубрики «Музыкальные расследования» и «Партитура жизни: Николай Андреевич Римский-Корсаков».

Интерес к творчеству Шнитке

Юбилейный год, посвящённый 90-летию со дня рождения Альфреда Шнитке, продемонстрировал новый интерес к творчеству композитора и дал возможность лучше понять его музыку, считает Михаил Брызгалов.