Создатель нового музыкального языка
Проверить алгеброй гармонию решил Арнольд Шенберг, создав новую концепцию написания музыки — додекафонию.
Он родился в венском гетто. Его мать была педагогом по фортепиано, однако строптивый юноша решил самостоятельно постигать основы музыкальной грамоты и учиться играть на скрипке. Ранняя кончина отца заставила его искать средства к существованию, и после окончания гимназии он начал работать в банке. Однако вскоре Арнольд понимает, что его предназначение — стать музыкантом. Он начинает брать уроки у известного композитора Александра фон Цемлинского, а в 1901 году роднится с ним — женится на его сестре.
Чтобы заработать деньги, Арнольд Шенберг занимается оркестровкой оперетт, преподает в музыкальной школе и консерватории, дает частные уроки. Тогда же он серьезно увлекается живописью, на мюнхенской выставке экспрессионистов показывают его полотна.
В начале 1910-х годов композитор создает самые важные экспрессионистские произведения: монодраму для сопрано и оркестра «Ожидание», цикл «Лунный Пьеро», ораторию «Лестница Иакова». В это же время выходит его первая книга — «Учение о гармонии». Еще 4 книги и сборник статей будут изданы уже после Второй мировой войны.
В начале 1920-х годов композитор изобретает новый «метод композиции с 12 соотнесёнными между собой тонами», широко известный как «додекафония». Впервые он опробует его в своей «Серенаде». Этот метод оказал колоссальное влияние на развитие всей европейской и американской академической музыки XX века. В 1925 году Шенберг уже профессор композиции в консерватории в Берлине. Но после прихода к власти нацистов ему приходится эмигрировать в США, где он преподает в консерватории Бостона, Южной Каролины, в Лос-Анджелесе.
Всю жизнь Шёнберг много преподавал и воспитал целую плеяду композиторов. Наиболее выдающиеся из них Антон Веберн, Альбан Берг, Эрнст Кшенек, Ханс Эйслер, а в Америке — Джон Кейдж. Работая еще на родине, Шёнберг создал и возглавил композиторскую школу, известную под названием «новая венская школа».
Из произведений, созданных в эмиграции, самым значительным стала его незавершённая опера на библейский сюжет «Моисей и Аарон». Вся музыка произведения строится на одной 12-звучной серии. В поддержку европейских стран, воевавших с фашизмом, в 1941 году Шёнберг написал «Оду Наполеону Бонапарту» на стихи Байрона. А одним из самых эмоциональных гуманистических произведений стала кантата «Уцелевший из Варшавы», созданная в 1947 году. Текст написал сам композитор. В основе сюжета воспоминания очевидцев о том, как нацисты уничтожали варшавское гетто.
Текст: Татьяна Тимофеева
Факты:
Он один из немногих композиторов, которые писали музыку не за инструментом, а за столом.
Ученики Шёнберга Альбан Берг, Антон Веберн, Ханс Эйслер были последователями музыкального стиля композитора, основав так называемую «нововенскую школу».
Шёнберг дважды менял вероисповедание – в 1898 году он был крещен в протестантскую веру, а в 1933 принял иудаизм.
В декабре 1912 года композитор единственный раз посетил Санкт-Петербург, где дирижировал «Пеллеасом и Мелизандой». После 1930-х сочинения Шёнберга в СССР не исполняли ввиду несоответствия его музыки официальным представлениям об искусстве.
У композитора был суеверный страх перед числом 13. Он родился 13-го числа, что всю жизнь считал дурным предзнаменованием, и 13-го же числа умер. Однажды он наотрез отказался взять в аренду дом под номером 13 и боялся того дня, когда ему исполнится 76, потому что в сумме эти цифры составляют пресловутое число 13. Согласно легенде, весь последний день жизни 13 июля 1951 года он пролежал в постели, предчувствуя приближающуюся смерть. Жена композитора пыталась уговорить его встать и «прекратить эти глупости», и каково же было её потрясение, когда тот лишь вымолвил слово «гармония» и умер. Арнольд Шёнберг скончался в 11:47 вечера, за 13 минут до полуночи.
В честь Шёнберга назван кратер на Меркурии.
Композитор изображен на австрийской почтовой марке 1974 года.