Не такой как все. Михаил Плетнев

Дата публикации: 14 апреля 2022

Непроницаемое лицо без тени эмоции и волшебные руки, творящие чудеса. 14 апреля 1957 года родился один из самых интеллектуальных и загадочных пианистов современности Михаил Васильевич Плетнёв. Сегодня маэстро исполняется 65 лет.
Музыкальный дар Плетнёва сродни учёному гению. Он делает открытия, чувствуя в нотных текстах то, что до него не подметил никто. А потом ошарашивает публику, переворачивая восприятие произведений, как научное озарение изменяет мир. За безучастным лицом скрывается страстная личность экспериментатора, который всегда в поиске новых ощущений и не только в музыке. Он погружается в морские глубины, увлекаясь дайвингом, покоряет скоростные трассы как горнолыжник, и парит в небесах, пилотируя самолёт.
Репутацию особенного Плетнёв завоевал ещё в Московской консерватории, где о нем и по сей день ходят легенды. Рассказывают, что он с лёгкостью, за разговором с сокурсником, играл Второй этюд Шопена, причём не правой, а левой рукой. Пройдут годы, и холодноватый маэстро исполнит концерты польского романтика, унося зал в иное измерение.
Триумфатор и золотой медалист конкурса Чайковского юный Михаил Плетнёв в 1978-м представил публике собственное переложение балетных сцен из «Щелкунчика». Оно произвело настоящий фурор, и сейчас эта сюита входит в «золотой фонд» фортепианного репертуара.
Чайковский рядом ним всю жизнь. Особенно, по-плетнёвски звучат заигранные «Времена года» и лёгкие миниатюрные пьески из «Детского альбома». Он «очистил от штампов великодержавности» Первый концерт великого композитора, исполнив авторскую версию в качестве солиста и дирижёра Российского национального оркестра. Этот коллектив, созданный маэстро в 1990 году, стал одним из лучших в мире, и работать с ним — счастье для Евгения Кисина и Даниила Трифонова, Вадима Репина и Джошуа Белла.
Увидеть, как Плетнёв дирижирует своим «детищем», услышать уникальные программы, наполненные известными и редко звучащими произведениями Рахманинова, Танеева, Бетховена — впечатление на всю жизнь.
Суровое лицо, почти неподвижная спина и удивительные кисти, скользящие по клавишам… Это Михаил Плетнев солирует в 24-м концерте Моцарта. Соло замирает, а он гибко взмахивает рукой, приглашая оркестр, продолжить звучащую гармонию. Изумительно легко, виртуозно, как сама гениальная музыка великого австрийца. Зал рыдает и заходится в овациях, аплодируя таланту музыкантов и их дирижёра ….
Однажды, влюблённая публика, не хотела отпускать его с концерта Декабрьских вечеров. И он поразил присутствующих, блестяще сыграв на бис по памяти … все 24 прелюдии 11 опуса Скрябина. Во истину космический интеллект и волшебные руки у маэстро Михаила Плетнева!
Текст: Наталья Оганджанянц

Последние события

Россияне выбирают культуру

Жители России стали чаще посещать культурные мероприятия. Доля горожан, которые регулярно (хотя бы раз в 2-3 месяца) ходят в кино, на спектакли или концерты, за два года выросла с 50% до 53%.

«Орфей» завоевал два «Золотых микрофона»

«Орфей» удостоился двух «Золотых микрофонов» национальной премии «Радиомания»! Победу одержали рубрики «Музыкальные расследования» и «Партитура жизни: Николай Андреевич Римский-Корсаков».

Интерес к творчеству Шнитке

Юбилейный год, посвящённый 90-летию со дня рождения Альфреда Шнитке, продемонстрировал новый интерес к творчеству композитора и дал возможность лучше понять его музыку, считает Михаил Брызгалов.