«Регулировщик» музыки
Дата публикации: 2 апреля 2023
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
В каждом крупном городе есть свои «сложные» перекрёстки. В Москве славой одного из самых мудрёных заслуженно пользуется Таганская площадь. Кто-то подсчитал, что движение там регулируют полтора десятка светофоров. А что будет, если они все выключатся? Без регулировщика не обойтись.
В профессии дирижёра симфонического оркестра и дорожного постового довольно много общего. Несколько лет назад художественный руководитель и главный дирижёр Симфонического оркестра радио «Орфей»(открывается в новом окне) заслуженный артист России Сергей Кондрашев(открывается в новом окне) принимал участие в одной популярной телевизионной программе, посвящённой тайнам дирижёрской профессии. И тогда в дуэте с Сергеем Юрьевичем выступал сотрудник ГИБДД.
С. Кондрашев: Моего коллегу из ГИБДД тогда пришлось поискать, поскольку виртуозно владеющего жезлом автоинспектора днём с огнём не сыщешь. Настоящих регулировщиков на улицах уже почти нет, к сожалению.
Чтобы понять функции дирижёра симфонического оркестра, давайте представим себе перекрёсток, к которому стекаются много, очень много дорог. И дирижёр обязан жестами и мимикой сообщить каждому автомобилисту не только точное мгновение, когда нужно начать движение, но и обозначить скорость, с которой машина должна ехать, насколько громко может рычать её мотор, а самое главное, с каким настроением должен крутить руль водитель — весело, грустно, а может, con spirito — с воодушевлением.
Вопрос «Зачем нужен дирижёр?» — один из самых популярных среди тех, кто только начинает приобщаться к классической музыке: стоит человек, руками машет, а музыку сам не воспроизводит. Неужели оркестранты не могут сами без него играть? Ноты же у них есть.
С. Кондрашев: Необходимость в профессии дирижёра возникла только после того, как музыка стала достаточно сложна, и, самое главное, появилось большое количество исполнителей в составе одного коллектива. То есть небольшой ансамбль музыкантов превратился в большой состав симфонического оркестра, который сформировался примерно в начале 19-го века с приходом в музыкальную культуру венского классицизма. Далее к этим большим составам исполнителей-инструменталистов добавились хоры, а то и несколько хоров, а чуть позже и несколько оркестров могли находиться на сцене одновременно. В исполнении некоторых сочинений принимают участие несколько дирижёров. Например, в юношеские годы «Военный реквием» Бриттена (открывается в новом окне)мне посчастливилось исполнять в качестве артиста хора с двумя дирижёрами, один из которых был Мстислав Ростропович(открывается в новом окне), дирижировавший большим оркестром, а маленьким оркестром параллельно с ним управлял Сейджи Озава(открывается в новом окне). Если у Бенджамина Бриттена возникла идея с двумя оркестрами на сцене, для которых понадобилось два дирижёра, значит, какая-то необходимость в нас, дирижёрах, всё же есть.

Сергей Кондрашев старается никогда не дирижировать камерными составами, поскольку считает, что музыканты могут самостоятельно справиться, и дирижёр будет только мешать. Хотя и в большом коллективе музыканты могут организоваться самостоятельно, но это займёт у них гораздо большее количество времени.
С. Кондрашев: Потому что всё равно место дирижёра кто-то в большом составе оркестра займёт, то есть будет выполнять эту роль. Как правило, этим человеком окажется концертмейстер оркестра — первая скрипка, — которая будет периодически имитировать движения дирижёра, вы сами догадываетесь, чем — своим смычком, как и было ранее 19-го века. Внутри оркестра в определённые моменты роль дирижёра будут выполнять солисты — концертмейстеры каждой инструментальной группы, как это и было в нашем советском «Персимфансе» (первом симфоническом ансамбле) в 20-х годах прошлого века. Этот коллектив просуществовал 10 лет и прекратил своё существование больше по причине организационных разногласий и необходимости тратить огромное количество репетиционного времени на то, чтобы добиться хороших творческих результатов. Этого времени требовалось в разы больше, чем нужно при работе оркестра с дирижёром — одним человеком, который быстро соединяет между собой группы оркестра, следит в первую очередь за ансамблем и конечно за генеральной линией развития исполняемого музыкального произведения — интерпретацией.

Исторически необходимость в дирижёре как в самостоятельной творческой единице возникла в Германии, жители которой известны своей пунктуальностью. Они не любят, когда у них что-то происходит не вместе, вразнобой. Возможно, именно поэтому оркестранты всех стран прекрасно знают немецкие слова zusammen — вместе, arbeiten — работать и spielen — играть. Кстати, наиважнейшее в дирижировании слово «ауфтакт» тоже немецкое. У него довольно длинное научное определение, но если говорить совсем просто, ауфтакт — это дыхание — то, без чего немыслима живая музыка.
Последние события
Михаил Швыдкой получил орден
Владимир Путин вручил орден «За заслуги перед Отечеством» III степени своему спецпредставителю по международному культурному сотрудничеству Михаилу Швыдкому. Церемония вручения наград прошла в Кремле.
РНО дал концерт в Абу-Даби
Российский национальный оркестр под руководством Дмитрия Юровского выступил в Национальном театре Абу-Даби. Концерт состоялся 3 ноября в рамках Дней культуры России в Объединённых Арабских Эмиратах.
Новую песню 99-летнего Зацепина представили в Москве
Новую песню 99-летнего Александра Зацепина представили в День народного единства в Национальном центре «Россия» на гала-концерте проекта «Современная музыкальная карта России.


