Музыка и музЫка в поэзии и прозе Пушкина

31 августа 2024
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
«Из наслаждений жизни Одной любви Музы’ка уступает» — эти слова Пушкин, ценитель музыкального искусства, вложил в уста Дон Жуана в «Каменном госте». Не удивляет музыка? Или по сложившейся привычке тянет объяснить ее «поэтической вольностью»?
Да, в воле Пушкина было выбрать именно такой, архаичный вариант: уже практически везде звучала «мУзыка». «Младшей» нормы придерживались уже и Карамзин, и поэты пушкинской поры — Рылеев, Баратынский, Грибоедов… Да и родной дядя Пушкина — Василий Львович — следовал новой речевой моде. Трудно сказать, как произносил это слово Александр Сергеевич в жизни — проза не хранит ударений. Но, когда речь шла о Россини, он скорее имел в виду мУзыку, а не музЫку (в XIX в. итальянская musica победила в русском языке французскую musique). В поэзии же он — «архаист» и последовательно придерживается «старшей» нормы.
Музыка и музЫка в поэзии и прозе Пушкина
Например, в «Руслане и Людмиле», когда описывает побег главной героини: Бежит в серебряную дверь; Она с музы̀кой отворилась, И наша дева очутилась В саду. «Архаизм» мотивирован — его требуют «дела давно минувших дней, преданья старины глубокой».
Историческая правда не терпит новомодного произношения и в «Борисе Годунове», в реплике Марины Мнишек: Мы, старики, уж нынче не танцуем, Музы̀ки гром не призывает нас.
Но ведь и в современном Пушкину действии, в «Евгении Онегине»: Музы̀ка у̀ж гремѐть уста̀ла; Толпа мазуркой занята; Кругом и шум и теснота, и звучит признание автора: Люблю музы̀ку экосезов. Зачем тут «музыкальный историзм»? Возможно, для торжественности, для придания стиху «высокого» звучания, достойного «искусства муз» (а музыка с греческого переводится именно так).
Итак, есть три причины быть орфоэпическим архаистом: повествование о далеком прошлом, историческая правда, торжественность момента.
И это имеет смысл держать в уме. Чтобы не испортить музыкой своего чтения возвышенную музыку пушкинского стиха.

Последние выпуски программы

Пушкин о любви и счастье

Что мы знаем о любви и счастье в понимании Пушкина? Любви все возрасты покорны, ее порывы благотворны. На свете счастья нет, но есть покой и воля. И заменой счастию служит привычка. Вот набор стереотипов, которыми владеет большинство.

Пушкин — не гурман, но гастроном

Пушкин не скрывал от читателя ни чувств своих, ни пристрастий. Одно из них — еда. Мы найдём в его текстах массу подробностей — как Пушкин лакомится розовыми блинами, ест мочёные яблоки, просит брата прислать ему в деревню сыру. А созданные его словом «натюрморты» не уступают картинам голландских мастеров. Так что же, Пушкин — гурман?

Наука, просвещение и «учености плоды»

«Мы все учились понемногу, чему-нибудь и как-нибудь» — крылатые слова из «Евгения Онегина» можно отнести и ко всей российской системе просвещения тех времен, и к героям романа в стихах.