Без сумрачного, томного, сладкого звука английского рожка невозможно представить себе произведения
Глинки,
Чайковского или
Верди. Он — словно проводник в призрачный мир. В
Симфоническом оркестре радио «Орфей» на этом волшебном инструменте играет Полина Попченко.
П. Попченко: Рожку обычно поручаются какие-то медленные соло, очень протяжные, созерцательные, чаще всего печальные. Рожок вообще изображает либо задумчивость, либо меланхолию, либо переплыв в потусторонний мир. Так что это развёрнутые соло, медленные и прекрасные.
Страсть и нега, отчаяние и надежда, скорбь и восторг. Вот он — английский рожок.
Этот инструмент похож на гобой, но у него есть грушевидный раструб, и сам он по размеру несколько больше. И, конечно, звук у рожка другой — более низкий, густой, терпкий. Как бархат жаркой южной ночи, как голос моря, как аромат восточных специй.
Изначально английский рожок внешне походил на «охотничий гобой» — инструмент, в руках с которым в Средневековой Европе на полотнах изображали ангелов. Поэтому его стали называть «ангельским рожком», но постепенно немецкое слово «engellisch» превратилось в «englisch», так ангельский рожок стал английским. Но звучание его в полной мере отражает первое название.
Английский рожок делают из черного дерева. Поэтому он чутко реагирует на изменение температуры и влажности. Так что приходится музыкантам утеплять свои инструменты по мере сил и возможностей.
П. Попченко: Есть тёплые чехлы с какими-то дополнительным утеплением, но для российской зимы этого недостаточно. Мне мама связала и для гобоя, и для рожка пуховые чехлы, очень хорошо греет. Я футляр обворачиваю и кладу всё это в чехол. Иногда, если совсем холодно, минусовые температуры, это ещё в пакет можно положить, в рюкзак. Утеплять нужно очень хорошо.
А еще в рожке могут загрязниться отверстия под клапанами, а это уже фатально. Поэтому у Полины Попченко всегда с собой аварийный набор: отвёртка, иголка, нитка, папиросная бумага — всё, чтобы освободить нужное отверстие от грязи.
Полумрак, полупрозрачные сизые горы, за которыми скрылось солнце, теплый ветер — полусон — полуявь. Где-то на границе полуслышные звуки английского — ангельского рожка.