«В искусстве, как и в любви, прежде всего, нужно быть откровенным», — говорил гениальный создатель опер «Риголетто», «Травиата», «Трубадур» и многих других. Джузеппе Верди — прославленный мастер оперного жанра. Он умело овладел всеми тонкостями психологической музыкальной драмы, его стиль узнаваем, а знаменитые оперы и по сей день украшают репертуары крупнейших театров мира. Однако, слава, успех и признание – как известно - далеко не всегда даются легко. Это касается и творчества Верди.
Композитор родился в глухой итальянской деревушке Ле Ронколе, на севере Ломбардии в простой крестьянской семье. Талант, данный ему природой, не заставил долго ждать своего проявления. С самого раннего детства Джузеппе интересует музыка. Тогда родители дарят мальчику спинет — клавишный струнный инструмент, похожий на клавесин. Спустя некоторое время будущий композитор уже изучает музыкальную грамоту и учится игре на органе в деревенской церкви. Казалось бы, судьба благосклонна: 11-летний Верди знакомится с купцом Антонио Барецци — богатым ценителем музыки. Он берёт мальчика под опеку, оплачивает лучшего преподавателя, а позднее Джузеппе продолжает музыкальное образование в Милане. Вот здесь и начинаются первые трудности. Попытка поступить в консерваторию заканчивается провалом — уровень игры на фортепиано недостаточный, да и возраст, мягко говоря, уже неподходящий — Верди на тот момент исполнилось 18. Это потом Миланская консерватория будет носить имя Джузеппе Верди... Несмотря на неудачу , будущий создатель «Травиаты» и «Трубадура» не отчаивается. Он нанимает частного преподавателя и изучает основы контрапункта. А в свободное от занятий время посещает оперные спектакли, концерты различных оркестров, общается с местным бомондом. Именно тогда Верди всерьёз задумывается о том, чтобы стать композитором для театра. А это, как оказалось, возможно и без консерваторского образования.
Музыкальная карьера Джузеппе Верди начинается с оглушительного успеха первой оперы «Оберто, граф ди Сан-Бонифачо», премьера которой проходит в миланском театре «Ла Скала». Композитор подписывает договор ещё на две оперы. Так появляются «Король на час» и «Набукко». Но здесь уже не так всё гладко. Первую постановку зрители принимают очень плохо, ко второй же успех придёт только через два года. К тому же Верди настигают горестные события и в личной жизни — друг за другом умирают его двое детей и жена. Композитор переживает огромное отчаяние, творческий кризис, и даже подумывает о том, чтоб вовсе перестать писать музыку. Но, как известно, гении не могут не творить, и даже страшные потери со временем становятся частью внутреннего источника вдохновения. Опера «Набукко», появившаяся на новом уровне творчества, навсегда закрепила за Верди статус успешного композитора. За год спектакль поставили 65 раз. Да и сейчас эта опера не сходит с мировых сцен. Дальше были другие замечательные оперы, все их миланская публика принимала с восторгом. А самое знаменитое сочинение композитора – «Риголетто», – как это ни удивительно, было написано после осознанного решения Верди оставить творческую деятельность — на тот момент признанный автор был уже богат, успешен и даже влюблён. Верди стал не только уважаемым и любимым автором в своей стране, он стал национальной гордостью, символом единства Италии. Джузеппе Верди говорил: «Искусство принадлежит всем народам, никто не верит в это твёрже, чем я, но оно развивается индивидуально, и если у немцев иная художественная практика, чем у нас, их искусство в основе отличается от нашего, мы не можем сочинять как немцы».