«Пум-пум» и шесть бемолей

  • 22 мая 2023
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
Гладкое сияющие дерево, изящные контуры, шпиль пронзает пол, струны почти вибрируют от желания играть — полная жизни, полная музыки — виолончель.
Виолончель — практически басовый инструмент, поэтому её голос — опора для струнной группы и для всего оркестра, как ноги — опора для человека.
С низким регистром, по мнению Юлии Мигуновой, виолончелистки Симфонического оркестра радио «Орфей», связан и один из нюансов игры на этом инструменте.
Ю. Мигунова: Так как мы играем басовую линию, то очень часто у нас в партии звучат басовые ноты. То есть долго идёт материал, когда ты не играешь никаких тем, а просто играешь первую и третью долю, первую и третью: «пум — пум, пум-пум». И вдруг бац — и у тебя тема, а там шесть бемолей. И после соль-до, соль-до тебе нужно взять и красиво сыграть тему и дальше опять продолжить играть свою басовую линию.
Другая особенность игры на виолончели — место в оркестровой яме.
Ю. Мигунова: Я просто всю жизнь, когда работала, сидела на первом или втором пульте, в основном на первом. И мир первого пульта виолончелей очень сильно отличается от мира последнего пульта виолончелей, потому что последний пульт сидит рядом с контрабасами и валторнами. И в тутти очень часто не слышно, что играют валторны, когда ты сидишь на первом пульте. Ну ты слышишь, что там происходит, но не так досконально. И когда я в оркестре села на последний пульт, у меня просто новый мир открылся, оттого что там играют валторны, и какие-то подголоски, которых я от них в жизни не слышала. Удивительно!
Но до места в оркестре ещё надо дожить. И в столь долгом и нелёгком пути огромную роль, конечно, играют преподаватели. Постановка рук, изучение разных стилей игры, вся истории музыки — без этого немыслимо становление музыканта. Один из наиболее ярких моментов в ученической биографии Юлии Мигуновой — мастер-класс великого виолончелиста Мстислава Ростроповича.
Ю. Мигунова: И тот короткий мастер-класс, который он дал мне, ну наверное пятьдесят процентов к тем пятидесяти, что у меня были до этого. То есть этого часа было достаточно, чтобы понять, что мы на самом деле занимаемся не рабочей специальностью, а музыкой и искусством. Он, конечно, говорил и о каких-то технических вещах, на что стоит обращать внимание. Но именно о музыке как об искусстве он говорил больше. И вот это, мне кажется, самое основное.
Древние египтяне верили, что бог Амон помыслил все сущее в сердце своём и дал всему сущему имя голосом своим. Каждый день, прижимая к себе виолончель, сливаясь с ней в единое целое, музыкант дарит нам не просто звуки, а биение, дыхание жизни, подобно богу Амону в своём сердце он заново рождает мир.

Последние выпуски программы

Скрипки — слева, виолончели — справа

Дирижёр, безусловно, не может уметь играть на всех инструментах оркестра, он даже может не владеть приёмами игры ни на одном из них, но должен знать специфику каждого, очень хорошо представлять, как они могут и должны звучать в том или ином произведении.

«Регулировщик» музыки

Вопрос «Зачем нужен дирижёр?» — один из самых популярных среди тех, кто только начинает приобщаться к классической музыке: стоит человек, руками машет, а музыку сам не воспроизводит. Неужели оркестранты не могут сами без него играть?

Охотник, лань, финиковая пальма и литавры

На вопросы «Кто, когда и как придумал литавры?» вряд ли бы смогли ответить знатоки из популярной телепрограммы «Что? Где? Когда?», в заставке которой и звучит этот ударный музыкальный инструмент.