Рыцарь музыки, или Забытый

Выпуск 83
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
В истории музыки много белых пятен. Или чёрных дыр, устроенных судьбой по неизвестным причинам. В пучинах забвения порой оказываются достойнейшие, а возрождение из пепла обещано лишь избранным.
Наследие этого композитора — отражение смелой, дерзновенной эпохи советских 20-х, а спектр его музыкальных посвящений демонстрирует личные привязанности: Шостакович, Мясковский, Оборин… Великие имена и люди — они составляли ближний круг нашего героя. А он сам — задорный, энергичный, волевой, обещавший быть созидателем новой музыки России, — остался в тени друзей и на задворках истории. Молот времени не пощадил музыканта: его не только уничтожили физически, но и фактически стёрли всю память о нём. Этот выпуск — попытка воскресить его имя.
Московский композитор Михаил Владимирович Квадри.
Рыцарь музыки, или Забытый
В Российском национальном музее музыки хранится пожелтевшая от времени фотография со скромной ремаркой: «Класс композиции Георгия Катуара. Москва, 1924 год». Помимо профессора на ней — шесть человек. Юный Лев Оборин смотрит в объектив с хитрым прищуром. Виссарион Шебалин счастливо улыбается. Позади — два Михаила: подтянутый и немного строгий Черёмухин и весело глядящий на фотографа Старокадомский. А рядом — излучающий уверенность Юрий Никольский и задумчиво смотрящий вдаль Михаил Квадри: в рубахе с огромным шейным бантом он кажется сошедшим с оперных подмостков художником из пуччиниевской «Богемы». Внимательного наблюдателя не покидает ощущение дружной и неразлучной компании молодых людей. Недаром Дмитрий Шостакович называл эту «банду» «Квадри и К°».
Квадри — лидер, душа и главный заводила кружка московских композиторов, именовавшихся «Шестёркой» — на манер прославленных французов. Друзья часто встречались, много музицировали, играли свои сочинения и горячо спорили. Квадри — эдакий «Балакирев ХХ века» и, по словам Оборина, «рыцарь музыки» — собрал под крылом молодых, талантливых, инициативных, жаждущих хорошей музыки и мечтавших строить новую эпоху.
Богатейший жизненный опыт Квадри сделал его авторитетом и главой содружества. Композитор из Московской консерватории, талантливый ученик Катуара и Мясковского, он в прошлом — выпускник некогда престижного Тенишевского училища, подарившего миру Мандельштама и Набокова, дипломированный артиллерист, участник Первой Мировой и офицер белой армии. Его предки появились в России во времена Александра I-го. Прадедом композитора был обрусевший итальянский архитектор Доменико Квадри: именно ему род Квадри обязан получением потомственного дворянства за заслуги перед императорской семьёй. К моменту образования «Московской Шестёрки» Михаил Квадри — активный участник Ассоциации современной музыки, помощник редактора журнала «Современная музыка», корреспондент американского журнала «Pro-musica», для которого писал информационные заметки о новейших премьерах в СССР.
Жизнь Квадри резко изменилась 31 октября 1928 года, когда композитора арестовали по обвинению в участии в антисоветской террористической организации. Роковую роль сыграли доносы о «белом офицерстве» Квадри. 12 июля 1929 года приговор «к высшей мере наказания» привели в исполнение.
Post scriptum
За 32 года жизни Михаил Квадри сочинил не так много. Фортепианные вариации посвящены Дмитрию Шостаковичу. Фортепианная соната ­­­— Льву Оборину. Струнный квартет посвящён Виссариону Шебалину. Большая симфония с органом — Николаю Мясковскому. Это, по сути, всё, что осталось от того, кто некогда находился в эпицентре музыкальной жизни столицы.
После гибели Квадри Николай Яковлевич Мясковский бережно сохранял его рукописи, а автограф партитуры посвящённой ему симфонии отдал в переплёт, веруя в то, что время отдавать долги погибшим непременно настанет. Дело за малым — возвращением музыки к жизни…

Последние выпуски программы

Хитроумный Дон Педро

Был в истории русской музыки таинственный Дон Педро, на чьих плечах лежал тяжкий труд по обеспечению комфортом великого классика.

Наследник великого классика

Среди прижизненно опубликованных опусов эрцгерцога оказались 40 вариаций для фортепиано на тему с говорящим текстом: «О, надежда!». Автор темы и адресат посвящения всего сочинения — любимый Учитель, а в миру — просто «венский классик».

Эрцгерцог

Рассказ о том, как представитель древней династии, самозабвенно преданный музыке, в партитурах Бетховена получил подлинное бессмертие.

Поиск по сайту