Вычеркнутое посвящение

Выпуск 82
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
У композитора Дмитрия Шостаковича было два дня рождения. Первый — по факту появления на свет 25 сентября 1906 года. Второй — ровно через двадцать лет, 12 мая 1926-го, в день исполнения Первой симфонии, прославившей 19-летнего выпускника Ленинградской консерватории. На премьере, заявленной Ассоциацией современной музыки, присутствовал цвет северной столицы: Глазунов, Николаев, Андронников, Гаук… Учитель Шостаковича Максимилиан Штейнберг запишет в дневнике так: «Бурный успех Митиной симфонии. Скерцо бисировали. После концерта ужинали у Шостаковичей до двух часов ночи».
Симфония (как и имя автора) быстро завоёвывает популярность: дипломной работе Шостаковича рукоплещут Берлин, Филадельфия, Нью-Йорк, Москва… Музсектор Госиздата публикует симфонию, а также способствует изданию на Западе. Это было начало феноменальной славы композитора как в стране, так и за её пределами. Казалось бы, Первая симфония Шостаковича — история стремительного взлёта и невероятного успеха. Но она же — история забвения и многолетнего «заговора молчания».
О чём мы?
У Первой симфонии Шостаковича есть посвящение. Точнее — было в течение трёх лет с момента окончания партитуры и вплоть до рокового лета 1929 года. 12 июля адресата расстреляли по делу об антисоветской деятельности, а его имя надолго вычеркнули из истории, равно как и торжественную надпись в заглавии партитуры. Реабилитация придёт через 60 лет, но Симфонии уже не коснётся. Кто же этот человек, кому Шостакович посвятил своё первое симфоническое детище?
Вычеркнутое посвящение
Михаил Владимирович Квадри — потомственный дворянин, в прошлом белый офицер, композитор и глава Московского содружества «Шести». Да-да, вы не ослышались. В 20-е годы в СССР были крайне популярны смелые и авангардные французы, именовавшие себя «Шестёркой». Один из них, Дариюс Мийо даже с успехом гастролировал в Советской России. И вот идея организации подобного союза возникла и в головах молодых талантливых композиторов-москвичей: Михаил Старокадомский, Виссарион Шебалин, Михаил Черёмухин, Юрий Никольский, Лев Оборин и их лидер и заводила — Михаил Квадри.
Музыканты гордо именовали себя «Шестёркой», часто встречались, много музицировали, играли свои сочинения и горячо обсуждали свежие работы. На совместных посиделках, которые проходили либо у Обориных на Солянке, либо у самого Квадри, постоянно звучала музыка новая и классическая, кипели творческие страсти, сталкивались мнения, и в спорах рождалась истина. Страницы дружеской переписки пестрят сообщениями о достижениях, замыслах, концертах и всём том, что составляет активную жизнь молодых людей.
В один прекрасный день к ним примкнёт Митя Шостакович из Ленинграда: юный композитор искал новых друзей, поддержки со стороны сверстников и более старших коллег, а также живительного творческого общения. Такую поддержку он найдёт в «Московской Шестёрке»: «Квадри и К°» (как шутливо их называл Шостакович) живейшим образом интересовались музыкой «ленинградского гения». Дружба Шостаковича и Квадри отметилась взаимными музыкальными «дарами». Квадри посвятил Шостаковичу «Вариации для фортепиано» и «Вступление и сказ к картинам Рериха», а Шостакович Квадри — басню «Стрекоза и муравей» и Первую симфонию.
На московскую премьеру Первой симфонии 8 января 1928 года Михаил Квадри явился громко и гордо, сообщая всем и каждому, что он духовный отец Шостаковича и адресат посвящения! Шостакович при этом тихо сидел в 16-м ряду зала и дружески посмеивался.
Ни Митя, ни Квадри ещё не знали, каким будет финал этой, как тогда казалось, счастливой истории…

Последние выпуски программы

Православие, самодержавие, народность

Опера «Жизнь за царя», получившая название по воле императора, стала для Глинки небывалым шансом, который выпадает лишь раз в жизни. И он им воспользовался на все «сто».

Рыцарь музыки, или Забытый

Великие имена и люди — они составляли ближний круг нашего героя. А он сам — задорный, энергичный, волевой, обещавший быть созидателем новой музыки России, — остался в тени друзей и на задворках истории.

Маскарад, или Театральная любовь

Актриса, игравшая Нину, и была той мелодией, которую так долго искал Хачатурян. И вот рука потрясённого композитора выводит на первой странице партитуры: «Посвящается Алле Казанской».

Поиск по сайту