Православие, самодержавие, народность

Выпуск 84
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
У известнейшей идеологической триады времён императора Николая I — православие, самодержавие, народность — есть автор: министр народного просвещения, граф Сергей Уваров. По его мнению, высочайше одобренному Государем, после «декабристских» потрясений Дворцовой площади и малоприятного для «короны» Польского восстания стране была жизненно необходима вера в монархические и народные начала, преподнесённая без потрясений и поспешности.
На помощь пришло искусство. Николай Первый являл беспрецедентную активность в деле культурной политики. Важнейшие государственные мероприятия проводились под негласным требованием: полный контроль с моей (то есть государевой) стороны и полное послушание с твоей (то есть всех верноподданных). Особенно, ежели речь шла о важнейшем деле создания первой национальной оперы, призванной в едином порыве объединить власть и народ.
Многоходовку или государственный заказ под названием «Опера „Жизнь за царя“» Николай Первый разыграл блестяще. Автор идеи — сам Император.
Куратор проекта — Василий Жуковский, любимый поэт, царедворец и воспитатель цесаревича Александра. Автор политически благонадёжного текста — барон Егор фон Розен, личный секретарь наследника, а также пунктуальный и усердный стихотворец, умевший подтекстовать любую, мало-мальски приличную мелодию. Плюс к этому — граф Михаил Виельгорский, в музыкальном салоне которого «обкатывались» (по мере поступления) новые фрагменты оперы, и директор петербургских Императорских театров Александр Гедеонов, принявший оперу к постановке. Остальные звенья процесса — артисты, сценографы, художники по костюмам, полностью обеспеченные репетиции и кратчайшие сроки реализации.
Ещё ремонтировался Большой каменный театр, пострадавший от пожара, ещё не высохли чернила на очередном листе композиторской партитуры, а Николай Первый уже режиссировал дату премьеры: 27 ноября 1836 года. По преданию, именно в этот день двести с лишним лет назад, спасая будущего наследника российского престола, погиб от рук поляков-интервентов Иван Сусанин — семейный «талисман» династии Романовых и главный герой предстоящего оперного действа.
Так выстраивалась верноподданническая цепь воплощения на оперной сцене идеи «православие, самодержавие, народность».
Но была в этой связке «тёмная лошадка» — композитор — известный лишь узкому кругу ценителей музыкант по имени Михаил Глинка, дворянин. К моменту, о котором идёт речь, он работал исключительно в камерных жанрах, востребованных аристократическим салоном, и ещё ни разу не писал оперы! Но за Глинку поручился сам Жуковский, а с ним — доверился и император. По мере подготовки к премьере среди придворной и интеллектуальной элиты формировалось исключительно положительное мнение об опере, чему способствовали высокопоставленные «знатоки в музыке», отзывавшиеся о Глинке как о новом гении. Механизм действовал безотказно: покровительство Николая Первого подогревало интерес общества к Глинке, а одобрение «просвещённых» (таких как граф Виельгорский) убеждало императора в правильности выбора.
Православие, самодержавие, народность
Стоит ли говорить, что опера «Жизнь за царя», получившая название по воле императора, стала для Глинки небывалым шансом, который выпадает лишь раз в жизни? И он им воспользовался на все «сто»: композитор не просто выполнил «госзаказ», он сотворил музыкальный шедевр, который и спустя почти двести лет не нуждается в заступничестве. «Жизнь за царя» — счастливый случай, когда присутствие навязанных извне «правил», не омрачало автора, не шло вразрез с личными убеждениями, а наоборот, стимулировало вдохновение и давало надежду на полное воплощение замысла — вплоть до финальной, полноценной театральной постановки. Не об этом ли и по сей день мечтает любой композитор?
Николай Первый «руководил» постановкой и на премьере. Где нужно — пускал слезу, где требуется — сурово вглядывался в происходящее, в финальном апофеозе — на словах «Славься, ты Русь моя!» — ликовал и аплодировал. Сановные чиновники повторяли действия императора. Успех оглушительный. По окончании (как писала правительственная газета) был «единогласно вызван автор музыки, который от венценосного покровителя изящных искусств в отечестве удостоился всемилостивейше оказанного благоволения, сопровождаемого громогласным рукоплесканием публики».
Ещё на этапе репетиций Глинка испросил разрешения посвятить оперу Николаю Первому: император принял подношение и обеспечил успех исторической премьеры. Ответный царский подарок — перстень с топазом, окружённый двумя рядами превосходнейших бриллиантов, — Глинка долгие годы хранил как реликвию. Хотя прекрасно понимал, что не в перстне дело: «Жизнь за царя» — при всём сюжетном монархическом благополучии и соответствии «триаде» Уварова — стала подлинной революцией в русской музыке и краеугольным камнем отечественной композиторской школы. И эхо поступи величественного шедевра не стихает и в наши дни.

Последние выпуски программы

Шедевр для графини

Эта мелодия завоевала мир. А когда-то она покорила первую красавицу Парижа, чьё имя вышито флейтовым кружевом на деликатной глади музыкальной канвы…

Хитроумный Дон Педро

Был в истории русской музыки таинственный Дон Педро, на чьих плечах лежал тяжкий труд по обеспечению комфортом великого классика.

Наследник великого классика

Среди прижизненно опубликованных опусов эрцгерцога оказались 40 вариаций для фортепиано на тему с говорящим текстом: «О, надежда!». Автор темы и адресат посвящения всего сочинения — любимый Учитель, а в миру — просто «венский классик».

Поиск по сайту