Маскарад, или Театральная любовь

Выпуск 80
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Довоенный Театр Вахтангова занимал в Москве особое место. На бесконечных вечерах бывали знаменитости, каждый спектакль горячо обсуждался, у ведущих актёров — толпы поклонников и поклонниц… И вот новая многообещающая премьера.
На сцене — бал «для избранных»: гости в броских эффектных костюмах, повсюду флирт и вседозволенность. Игра идёт по правилам светского маскарада: коварство, лицемерие и ложь. Но ведь это же «игра»! Кто ж может запретить окунуться в водоворот страстей с лёгким оттенком порока? На беспечно-зловещем фоне разворачивается трагедия: главный герой, игрок Евгений Арбенин, заподозрив жену в измене, отравляет её. Нина Арбенина умирает со словами проклятья в адрес злодея, а сам Арбенин сходит с ума.
Последний предвоенный спектакль вахтанговского театра по драме Лермонтова «Маскарад» увидел сцену 21 июня 1941 года. Он пройдёт всего несколько раз, прежде чем здание театра будет разрушено вражеской бомбой в ночь с 24 на 25 июля. На этом оборвётся жизнь талантливой постановки, равно как и некоторых актёров, дежуривших на Арбате в роковую ночь. Однако сохранятся воспоминания очевидцев, а также специально написанная музыка. А ещё останутся двое, чьи имена навсегда соединит один-единственный вальс: 38-летний композитор Арам Хачатурян и 21-летняя актриса Алла Казанская.
Как новый вальс хорош! в каком-то упоенье
Кружилась я быстрей — и чудное стремленье
Меня и мысль мою невольно мчало вдаль,
И сердце сжалося; не то, чтобы печаль,
Не то, чтоб радость… —
произносит Нина в третьем акте драмы — аккурат в момент трагической сцены с Арбениным и смертельной развязки. В роли Нины — ведущая актриса театра Алла Казанская. В ней — хрупкой, утончённой и невероятно женственной — сочетались качества редко сочетаемые: изящество черт (сказывалось её дворянское происхождение) и солидность, тонкая наблюдательность и иронический ум, фундаментальность облика и снисходительность к человеческим слабостям, лёгкость и некоторое легкомыслие. Алла Казанская-Нина не отпускала зрителя ни на минуту, проживая судьбу героини с поразительной глубиной и преданностью. А финальная сцена Нины и Арбенина и вовсе завораживала мощью, страстностью, смертельным отчаянием и неотвратимостью происходящего. Восторженный зритель едва ли отдавал себе отчёт, что причина тому — не только талантливая актёрская игра, но и музыка, превратившая спектакль в настоящее чудо.
Маскарад, или Театральная любовь
Арам Хачатурян обожал театр и чувствовал его специфику великолепно! Композитор не раз признавался: если бы музыка не занимала все его помыслы, он стал бы актёром. Стоит ли говорить, что работа над оформлением лермонтовского «Маскарада» захватила без остатка. Сочинялось легко и привольно, одна за другой рождались мелодии, искусно вплетаемые композитором в общую канву сценической драмы. И лишь вальс, который слышал сам Лермонтов, который по задумке режиссёра должен был сопровождать все «узловые» сцены, и которым бредил сам композитор, не находился. Пока однажды Хачатурян не ощутил внутри себя мелодию… Как она к нему пришла, он не объяснял. Возможно, в момент отдыха, или прогулки, или напряжённой работы, да мало ли! Но услышанный в вечности «Вальс» стал подлинной драгоценностью в наследии композитора. И с этой драгоценностью он без колебаний расстался после того, как побывал на репетиции «Маскарада».
Актриса, игравшая Нину, и была той мелодией, которую так долго искал Хачатурян. И вот рука потрясённого композитора выводит на первой странице партитуры: «Посвящается Алле Казанской».
Она приняла дар. А «Вальс» и по сей день звучит как гимн женской красоте и таланту от Бога

Последние выпуски программы

Шедевр для графини

Эта мелодия завоевала мир. А когда-то она покорила первую красавицу Парижа, чьё имя вышито флейтовым кружевом на деликатной глади музыкальной канвы…

Хитроумный Дон Педро

Был в истории русской музыки таинственный Дон Педро, на чьих плечах лежал тяжкий труд по обеспечению комфортом великого классика.

Наследник великого классика

Среди прижизненно опубликованных опусов эрцгерцога оказались 40 вариаций для фортепиано на тему с говорящим текстом: «О, надежда!». Автор темы и адресат посвящения всего сочинения — любимый Учитель, а в миру — просто «венский классик».

Поиск по сайту