Балет на заводе: «Болт» Шостаковича

  • 28 марта 2024
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
«Нет на свете выше звания, чем рабочий человек». В советскую эпоху поэтика рабочего труда приобрела особое значение и размах. О рабочих людях писали стихи и романы, снимали кинофильмы «про заводскую проходную, что в люди вывела меня». Именно жизнь человека труда с ее насущными проблемами и грандиозными свершениями была главным объектом внимания деятелей культуры — художников, композиторов, скульпторов. Вот и Дмитрий Шостакович в 1931 году решил внести свою лепту, написав балет с красноречивым названием «Болт», в котором на сцену вышли директор и главный инженер завода, кузнецы, рабочие. А еще конкретные персонажи без фамилии — прогульщик, пьяница, летун, оппортунист, головотяп. Ну, а в каком же действии появлялся болт? В том-то и дело, что он не появляется — болт (согласно либретто) служит орудием вредительства. Безответственный рабочий и прогульщик Ленька Гульба замыслил недоброе — подложить болт в новый станок и сорвать работу цеха. Однако сознательные члены трудового коллектива своевременно разоблачают вредителя, он схвачен. Все танцуют.
Балет на заводе: «Болт» Шостаковича
После премьеры, состоявшейся в Ленинграде в 1931 году, балет в репертуаре не задержался. Меньше всего ругали Шостаковича: все же музыку он написал хорошую. Досталось балетмейстеру Федору Лопухову. Как он мог изобразить танец красноармейцев, скачущих на венских стульях по сцене? Это же сущее издевательство над красными кавалеристами и героями Гражданской войны? А куда смотрел автор либретто Виктор Смирнов? Ибо центральной фигурой спектакля становился не передовик производства, а вредитель, олицетворяющий собою пережитки проклятого прошлого. Короче говоря, никакой индустриализацией и первыми пятилетками в балете и не пахло. И никакой это не производственный спектакль, а настоящая пародия! Лишь в 2005 году в преддверии столетия Дмитрия Шостаковича балет «Болт» был вновь поставлен на сцене, на этот раз в Москве. Но уже на другое либретто и с сокращённом варианте. Публике понравилось!

Последние выпуски программы

На обломках старого мира: «Стальной скок» Прокофьева

«Стальной скок» — какое странное название придумал своему балету Сергей Сергеевич Прокофьев. Что оно означает? С другими балетами композитора подобных вопросов не возникает.

Римский-Корсаков пишет оперу-былину. «Садко»

Опера «Садко» Римского-Корсакова по праву входит в золотой фонд русской музыкальной классики. А ведь сохранилась резолюция Николая II, запретившего ее постановку в императорских театрах.

Опера с частушками. «Не только любовь» Родиона Щедрина

В 1961 году в репертуаре советских оперных театров появилось новое название — «Не только любовь». Не Шекспир, и не Мольер, как могло бы показаться некоторым потенциальным зрителям на первый взгляд, а писатель Сергей Антонов с его рассказами про колхозную жизнь вдохновил автора музыки Родиона Щедрина на новое творческое свершение.