«Стальной скок» — какое странное название придумал своему балету Сергей Сергеевич Прокофьев. Что оно означает? С другими балетами композитора подобных вопросов не возникает. Здесь все вполне ясно: взять хотя бы «Ромео и Джульетту» или «Золушку»… Впрочем, есть версия, что название балета придумал вовсе не автор музыки, а балетмейстер Леонид Мясин, поставивший спектакль в июне 1927 года в Париже в Театре Сары Бернар силами артистов Русского балета Сергея Дягилева. Мясин и предложил для балета французское название, переводимое как стальной шаг. А уже Прокофьев заменил шаг на скок. Так ему показалось интереснее и главное непонятнее, ибо как признавался Сергей Сергеевич, «Я был удовлетворён двусмысленностью сюжета: не разберёшь, в пользу ли большевиков он или против них, т. е. как раз то, что требуется. Якулов немного боялся, не обидел бы такой сюжет Москву, ибо ему надо было туда возвращаться, однако соглашался». Упомянутый Георгий Якулов — это не только соавтор либретто, но и художник-постановщик балета, призванного хореографическими средствами воплотить на сцене рождение новой индустриальной России на обломках старого мира.
А вот и герои — мешочники, комиссары, разносчики товаров, ирисники и папиросники, матрос и рабочие. Все они танцуют, изображая переход от военного коммунизма к индустриализации. Это уже не отдельные персонажи, а единый механизм, работающий как часы, будь то на фабрике или на заводе. Стальным скоком, твердой поступью неумолимо и с огромным энтузиазмом движется Советская Россия, доказывая всему остальному миру необычайный технический и экономический прогресс, свое промышленное развитие. Так всё это было представлено на родине композитора. И вероятно внушало ему оптимизм, что когда-то и соотечественники увидят балет на сцене. Однако, постановки «Стального скока» в Советском Союзе Прокофьев не дождался. Созданный в эпоху конструктивизма новаторский балет так и остался в истории хореографии как иллюстрация этого необычного художественного стиля.