Литературные мотивы
Первый сезон
Второй сезон
Выходит
- Ежедневно в 07:10, 17:10 и 21:10
Ведущий
На обломках старого мира: «Стальной скок» Прокофьева
«Стальной скок» — какое странное название придумал своему балету Сергей Сергеевич Прокофьев. Что оно означает? С другими балетами композитора подобных вопросов не возникает.
Римский-Корсаков пишет оперу-былину. «Садко»
Опера «Садко» Римского-Корсакова по праву входит в золотой фонд русской музыкальной классики. А ведь сохранилась резолюция Николая II, запретившего ее постановку в императорских театрах.
Балет на заводе: «Болт» Шостаковича
В советскую эпоху поэтика рабочего труда приобрела особое значение и размах. Вот и Дмитрий Шостакович в 1931 году решил внести свою лепту, написав балет с красноречивым названием «Болт», в котором на сцену вышли директор и главный инженер завода, кузнецы, рабочие.
Опера с частушками. «Не только любовь» Родиона Щедрина
В 1961 году в репертуаре советских оперных театров появилось новое название — «Не только любовь». Не Шекспир, и не Мольер, как могло бы показаться некоторым потенциальным зрителям на первый взгляд, а писатель Сергей Антонов с его рассказами про колхозную жизнь вдохновил автора музыки Родиона Щедрина на новое творческое свершение.
Опера без царя: «Опричник» Чайковского
«Опера моя идет очень вяло. Причиною этого я считаю то, что сюжет ее хотя и очень хорош, но как-то мне не по душе». Так писал Петр Ильич Чайковский о работе над своей третьей по счету оперой. Столь трудное начало, вероятно, было связано с выбранной композитором исторической темой — неоднозначной эпохой Ивана Грозного.
«Сорочинская ярмарка». Гоголь и Мусоргский
Действие оперы «Сорочинская ярмарка» разворачивается во время проведения знаменитой ярмарки в местечке Великие Сорочинцы на Полтавщине, где и появился на свет Николай Васильевич Гоголь в 1809 году. Мусоргский буквально горел этим замыслом.
«Золотой петушок». Сказочная опера
В свою третью «Болдинскую осень», продлившуюся две с небольшим недели, Александр Сергеевич Пушкин напишет «Сказку о золотом петушке». Откуда он мог подчерпнуть сюжет для сказки? Дискуссии на эту тему ведутся по сей день.
.«Пламя Парижа» и танцующие французы
Книга «Красные Юга» принесла автору европейскую известность в самом конце 19 века. В России эта повесть о Великой французской революции была переведена и опубликована в 1897 году под названием «Марсельцы». Именно она послужила литературным мотивом для создателей балета «Пламя Парижа».
Сказочная опера Керубини про Али-Бабу и сорок разбойников
Книга «Тысяча и одна ночь», в которую входит и сказка про Али-Бабу, популярна до сих пор и у взрослых, и у детей. «Тысяча и одна ночь» была и в библиотеке флорентийского музыканта Бартоломео Керубини, который и привил интерес к восточным сказкам своему сыну, ставшему знаменитым композитором, полное имя которого — Мария Луиджи Карло Зенобио Сальваторе Керубини.