Литературные мотивы

Первый сезон

Программа Александра Васькина «Литературные мотивы» посвящена классике, на этот раз литературной. Интереснейший рассказ автора о хорошо знакомых нам с детства писателях и их книгах значительно расширяет привычные рамки биографий.
А если посмотреть на них с несколько неожиданной стороны? Чем увлекались знаменитые поэты и прозаики помимо, собственно, сочинения произведений? Что вдохновляло известных писателей на творчество? Как отдыхала их душа? Ради чего они могли отложить в сторону перо, пишущую ручку или встать на время из-за рабочего стола? Об этом и многом другом вы узнаете из передачи «Литературные мотивы» на радиостанции «Орфей».

Второй сезон

Новый сезон программы Александра Васькина «Литературные мотивы» открывает на радио «Орфей» двери в безбрежный и прекрасный мир классической музыки и мировой литературы.
Что послужило литературной основой известнейших опер и балетов? Как выдающиеся писатели создавали бессмертные романы и поэмы, а великие композиторы затем воплощали их содержание в своих партитурах? Забытые и хорошо известные книги, популярные и давно сошедшие со сцены музыкально-драматические произведения — всё это причудливым образом переплелось в новых выпусках программы «Литературные мотивы». А еще мы побываем в творческих мастерских писателей и композиторов разных эпох и стилей…

Выходит

  • По будням в 06:45, 13:10 и 21:10
  • По выходным в 07:10, 14:10 и 21:10

Ведущий

  • Александр Васькин

Доницетти пишет «Любовный напиток»

Когда на премьере оперы в мае 1832 года в Милане публика благодарила певцов нескончаемыми аплодисментами, Доницетти удивлялся: он написал «Любовный напиток» всего за две недели, а какой успех! Не ожидал этого и либреттист Феличе Романи.

«Москва, Черёмушки» — оперетта на злобу дня

В январе 1959 года в Московском театре оперетты состоялась премьера спектакля «Москва, Черёмушки». Авторами литературной основы этого музыкального произведения выступили Владимир Масс и Михаил Червинский.

«Тарас Бульба» в оперном и балетном искусстве

В общей сложности за все то время, что прошло с момента публикации «Тараса Бульбы», написано более дюжины опер и балетов. Настолько глубокое впечатление производит эта великая книга Гоголя.

«Молилась ли ты на ночь, Дездемона?»

В 1816 году Джоаккино Россини сочинил музыку к опере в трех действиях «Отелло, или венецианский мавр». Либретто написал Франческо Берио ди Сальса.

Прокофьев: «Повесть о настоящем человеке»

Подвиг Алексея Маресьева вдохновил писателя Бориса Полевого на создание «Повести о настоящем человеке», опубликованной в 1946 году. В фамилии главного героя автор изменил одну букву — Мересьев, подчеркивая, что это все же художественное произведение. А в 1947 году Сергей Прокофьев приступил к написанию одноимённой оперы.

Многоликий Царь Салтан

«Сказка о царе Салтане» была самой любимой у Николая Римского-Корсакова из всех, написанных Пушкиным в этом жанре. Её сюжет вдохновил композитора на создание одноименной оперы, работа над которой заняла около года.

«Маскарад» Лермонтова и Хачатуряна

21 июня 1941 года в московском Вахтанговском театре давали премьеру — «Маскарад» Михаила Лермонтова в постановке Андрея Тутышкина со знаменитой музыкой Арама Хачатуряна.

Пушкинская «Метель» Георгия Свиридова

Александр Пушкин был одним из самым любимых писателей Георгия Свиридова. Повесть «Метель» была написана в хорошо нам известный и на редкость плодотворный период его жизни под названием «Болдинская осень».

«Русская женщина»: забытая опера по повести Юрия Нагибина

Повесть Юрия Нагибина «Бабье царство» потрясла искренностью и правдивостью композитора Кирилла Молчанова, задумавшего в шестидесятых годах прошлого века создать оперу по этому пронзительному произведению.