«Сорочинская ярмарка». Гоголь и Мусоргский
14 апреля 2024
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
«Сейчас прочел „Вечера близ Диканьки“. Они изумили меня. Вот настоящая веселость, искренняя, непринужденная, без жеманства, без чопорности. А местами какая поэзия! какая чувствительность! Все это так необыкновенно в нашей нынешней литературе, что я доселе не образумился. Мне сказывали, что когда издатель вошел в типографию, где печатались „Вечера“, то наборщики начали прыскать и фыркать, зажимая рот рукою… Поздравляю публику с истинно веселою книгою, а автору сердечно желаю дальнейших успехов. Ради бога, возьмите его сторону, если журналисты, по своему обыкновению, нападут на неприличие его выражений, на дурной тон и прочее». Такова была реакция Александра Пушкина на прочитанную им первую часть «Вечеров на хуторе близ Диканьки», что увидела свет летом 1831 году. Прочитав вошедшие в первый том повести «Сорочинская ярмарка», «Вечер накануне Ивана Купала», «Майская ночь, или утопленница» и «Пропавшая грамота», Александр Сергеевич не сдерживал эмоций. И был искренне рад появлению в России нового писателя — Николая Гоголя.
Первым, кто подписался бы под этими словами Пушкина, несомненно, был бы Модест Мусоргский, задумавший создать комическую оперу по повести своего любимого писателя. И называлась эта опера «Сорочинская ярмарка». Либретто композитор писал вместе со своим другом поэтом Арсением Голенищевым-Кутузовым. Действие оперы разворачивается во время проведения знаменитой ярмарки в местечке Великие Сорочинцы на Полтавщине, где и появился на свет Николай Васильевич Гоголь в 1809 году. Мусоргский буквально горел этим замыслом. Он даже поехал в Малороссию, собирая материал для работы. К сожалению, закончить оперу композитор не смог. Тяжёлая болезнь прервала плодотворный творческий процесс. Но Мусоргский успел сочинить более половины всей оперы — два действия и начало третьего. Из тех композиторов, кто взял на себя смелость завершить оперу «Сорочинская ярмарка» следует назвать Александра Лядова и Цезаря Кюи. Однако, наиболее точно отражающей воплощение замысла Мусоргского считается редакция оперы, принадлежащая Павлу Ламму и Виссариону Шебалину.