Опера с частушками. «Не только любовь» Родиона Щедрина
21 апреля 2024
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
В 1961 году в репертуаре советских оперных театров появилось новое название — «Не только любовь». Не Шекспир, и не Мольер, как могло бы показаться некоторым потенциальным зрителям на первый взгляд, а писатель Сергей Антонов с его рассказами про колхозную жизнь вдохновил автора музыки Родиона Щедрина на новое творческое свершение. Музыкальные критики немедля признали оперу новаторской, отметив, что она «во многом отходит от привычных оперных канонов, но зато в ней живо, увлекательно, мастерски обрисованы картины и образы современной русской деревни». Новаторским было и либретто, сочиненное Василием Катаняном. Впервые в литературный текст были щедро вкраплены частушки. Вот лишь одна из них: «Ой, маменька-мать, куда мне любовь девать? То ли по полю развеять, то ли в землю закопать?». Частушка невесёлая, характеризующая трудное положение немалого числа русских женщин, оставшихся после войны вдовами в самом расцвете лет. Любовный треугольник в опере олицетворяют в опере председатель передового колхоза Варвара Васильевна, городской пижон Володя Гаврилов и его деревенская невеста Наташа.
Премьера оперы Родиона Щедрина в московском Большом театре в декабре 1961 года была встречена неоднозначно. Как вспоминал сам композитор, «Постановка вызвала сильное раздражение начальства по культуре: откровенно фрейдистские мотивы, соседствующие с монументальными патриотическими шествиями других советских опер, красными знаменами и славословием, были слишком вызывающим контрастом. Объявленные следующие четыре представления были заменены на вердиевскую „Травиату“, и лишь через два месяца опера была показана на публике еще три раза, после чего тихо и бесславно исчезла из репертуара». Вновь опера была поставлена спустя много лет в Мариинском театре, в марте 2017 года. В работе участвовал и сам композитор. Режиссеру возрождённой оперы удалось по-новому прочесть ее либретто, поставив тонкий и пронзительный спектакль, не только демонстрирующий раннее творчество Родиона Щедрина, но ставший яркой иллюстрацией того времени, когда «деревья были большими».