Бах. Шутка
13 февраля 2022
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Иоганн Себастьян Бах — композитор космических масштабов и вселенской серьёзности, создавший много одухотворённой музыки. Но юмор и светское немецкому классику были не чУжды. До нас дошли его ироничные высказывания, а одно из самых известных ныне сочинений так и называется — «Шутка».
«Шутка» — произведение не самостоятельное и входит во Вторую оркестровую сюиту. Оркестровые сюиты Баха — идеальный пример светского творчества композитора. Точная дата создания сочинений неизвестна, но мы знаем, что Бах написал их, когда служил капельмейстером у принца Леопольда Ангальт-Кётенского.
Князь-меломан хотел видеть вокруг себя лучших музыкантов и слышать лучшую музыку своего времени. Преимущественно светскую, чтобы было чем удивлять двор. Именно тогда Иоганн Себастьян и представил Вторую оркестровую сюиту. Пусть массовый слушатель знает из неё лишь весёлую «Шутку», назвать произведение комичным вряд ли можно: написано оно в си-миноре, не самой юморной тональности.
У Второй оркестровой сюиты элегантная и торжественная по настроению увертюра, следом несколько частей, среди которых популярные в эпоху Баха танцы: Бурре, Полонез, Менуэт. Но шутить Иоганн Себастьян начинает лишь в самом конце. На какую тему, над кем, почему? Мы точно не знаем. Но быть может, над флейтистом? Выдержать такой быстрый темп — задача непростая. Некоторым солистам приходится чуть ли не подпрыгивать во время исполнения. Что не удивительно. Флейту в этом сочинении любят сравнивать с проворной маленькой птичкой, колибри, к примеру. Попробуй, угонись за ней.
А может, Бах шутит над слушателем? Ведь наслаждение Второй оркестровой сюитой — процесс, будто бы, бесконечный. Только завершилась одна изысканная пьеса, как вас тут же подхватывает другая, не менее утончённая. Из Полонеза вы оказываетесь в Менуэте, а следом звучит стремительная «Шутка», сметающая предыдущее состояние, которое композитор, казалось бы, так тщательно создавал у слушателя.