Бородин. Половецкие пляски и хор невольниц
13 февраля 2022
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Многие из нас любят путешествовать. Поездки нарушают привычный ритм жизни и кажется, будто мы наконец задышали полной грудью. А потом по новой, как белка в колесе. Но некоторые из такого колеса не выходят даже во время отпуска. К примеру, Александр Бородин всё своё свободное время жертвовал музыке.
Бородин был химиком, соратником Менделеева. Для музицирования оставалось не так много часов. «Дни, недели, месяцы, зимы проходят при условиях, не позволяющих и думать о серьёзном занятии музыкою. Некогда одуматься, перестроить себя на музыкальный лад, без чего творчество в большой вещи, как опера, немыслимо. Для такого настроения у меня имеется в распоряжении только часть лета. Зимою я могу писать музыку, только когда болен настолько, что не читаю лекций, не хожу в лабораторию, но всё-таки могу кое-чем заниматься. На этом основании мои музыкальные товарищи, вопреки общепринятым обычаям, желают мне постоянно не здоровья, а болезни», — писал Бородин.
В таких условиях Александр Порфирьевич создавал своё главное творение — оперу «Князь Игорь». Самая известная её часть — Половецкие пляски и хор невольниц. Один из героев оперы Хан Кончак задабривает своего пленника — князя Игоря: предлагает подарки, дружбу и пробует поднять настроение князя пением заточённых в рабство девушек. Однако песня, которую они поют, не то, что прогоняет печаль, но во сто крат усиливает её. Непреодолимая тяга к дому звучит в хоре невольниц.
Это произведение говорит не только о желании вырваться из плена и попасть домой, но о тяге к настоящему: искренним чувствам, смыслам и стремлениям. Каждый из нас хочет, чтобы душа, словно на крыльях ветра, летела к истинному. И нашла бы это в любви, трудах и, конечно же, в музыке.
Хор невольниц отражает извечные темы свободы и правды, которые так сильны в русской культуре. Быть может, в произведении мы слышим также тягу Бородина к музыке? Ведь «Князя Игоря» композитор будет писать 18 лет! Но так и не завершит своё главное творение.
Готовить оперу к постановке будут товарищи Бородина, которые восторгались сочинением. На основе заметок музыку дописывал Глазунов, а Римский-Корсаков сделал оркестровку большей части клавира. Представили спектакль в Мариинском театре лишь спустя 13 лет после кончины Бородина.