Судьба стучится в дверь… мошенники звонят на телефон, пандемия запирает нас в квартирах, а очередной экономический кризис обнуляет нажитое непосильным трудом. Как бы мы не готовились, жизнь сумеет преподнести сюрприз и, увы, не всегда приятный.
Жизненных невзгод хватало и у Бетховена. Пятую симфонию он писал долго — три года. За это время произошло немало событий: Наполеон, которого композитор некогда почитал, объявил себя императором и развязал войну по всей Европе; в Вене, где жил композитор, кризис власти сменился поражением от всё того же Бонапарта. К внешним потрясениям прибавилось внутреннее: Бетховен начал терять слух.
Неслышаший композитор! К чему такая жизнь?! Но в плену у обстоятельств Бетховен находиться не собирался и нашёл спасение в искусстве и добродетели. Людвиг ван будет готов прожить тысячу жизней: «Я хочу схватить судьбу за глотку. Ей не удастся окончательно сломить меня».
Работа над Пятой симфонией продвигалась трудно. Бетховену не давали покоя мысли о предназначении человека. Пока искал ответы, успел завершить лирическую Четвёртую и Шестую — Пасторальную — симфонии, Крейцерову сонату и многие другие сочинения. Композитор не славится подробными описаниями своих произведений, но Пятая симфония — исключение.
В ней есть лирический герой, злой рок, луч надежды, борьба и победа. Её торжеству посвящена финальная часть, написанная в мажоре. Но намёк на позитивный исход содержится уже в светлой и сдержанной второй части. В ней, к слову, достанется Наполеону: композитор намекает на нетерпящую узурпаторов Марсельезу.
Укрыться от ударов судьбы можно даже на первых, тревожных и неожиданных, звуках симфонии. Нужно просто представить, что это поёт жёлтая птичка размером с воробья — обыкновенная овсянка. Хоть исследователи относятся к такой версии скептически, но скрипач Антон Шиндлер и пианист Карл Черни независимо друг от друга, считали, что вступительную тему Бетховену во время прогулки в парке напела именно птичка. Птичка, согласитесь — это уже не такая большая проблема. Это уже не так страшно.