Морской бриз, гладь воды и открытый горизонт — картинка, подходящая виолончельным сюитам Баха. Одну из самых популярных частей — прелюдию из Первой сюиты мы можем встретить в компьютерных играх о морских приключениях и в фильме «Хозяин морей», где главные герои играют произведение на парусном фрегате. Даже на обложке сольного альбома виолончелиста Йо-Йо Ма, за который артист получил премию «Грэмми», мы встречаем воду. Меж тем у нас нет никаких доказательств, что Бах как-то связывал сюиты для виолончели с морской тематикой.
Великий Бах оставил нам не только свои творения, но и множество загадок, которые до сих пор увлекают. Баха сравнивают с математиком, поражаются его числовой символике и безупречно упорядоченной структурой, но символику воды мы можем попытаться найти. И дело не только в том, что фамилия Бах переводится как ручей, а Бетховен когда-то сказал, что имя композитору не ручей, а море. Вода — один из важнейших символов христианской культуры, а Бах прославился именно как церковный органист и композитор. Виолончельные же сюиты — сочинения светские, всего их шесть.
Они написаны в эпоху барокко, но огромную популярность приобрели в противоречивом ХХ веке. «Сюиты для виолончели позволяют заключить, что Бах видел технические возможности этого инструмента, — возможности, которые в то время не получили должного применения. Здесь, как и во многих отношениях, он шёл впереди своего времени», –говорил знаменитый испанский виолончелист Пабло Казальс. Благодаря ему сюиты стали так узнаваемы. До этого их играли редко и обычно лишь отдельными пьесами. Казальс первым сыграл их целиком и записал все сюиты, его исполнение считается эталонным и по сей день.
Рукописи Баха не сохранились, а редакций существует сразу несколько. Есть мнение, что сюиты написаны вовсе не для виолончели, а для виолы да спалла — инструмента, который держится на плече и груди. Так или иначе, но нам привычнее слушать традиционную виолончель.
Исполнение виолончельных сюит Баха, можно сказать, обязательная программа для известных музыкантов. Эти произведения кроме Пабло Казальса исполняли Мстислав Ростропович, Йо-Йо Ма и Александр Князев, Миша Майский, Борис Андрианов и Шеку Канне-Мейсон. Сюиты Баха — сочинения знаменательные: они показали потенциал виолончели и дали ей возможность выйти на большую сцену.