Если ваш начальник человек-настроение, то на звонок прекрасно подойдёт знаменитая «О, Фортуна» Карла Орфа. Напряжение уже при первых звуках — обеспечено. Однако сам композитор считал своё произведение оптимистичным и радостным.
Кантата «Кармина Бурана» — чувственный гимн жизни, полной ярких вкусов, цветущей природы, любви страстной и возвышенной. Всё это влечёт нас не меньше, чем поэтов-вагантов 13-го века. Их песни, звучавшие в тавернах, легли в основу сборника, который спустя пять веков обнаружили в месте куда более целомудренном — в баварском монастыре Бенедиктбойерн. Развесёлые темы увлекли и немецкого композитора Карла Орфа.
Крупных проблем от начальства Орф мог ждать в любую минуту. Первая постановка «Кармины Бураны» — в 1937 году в Старой опере Франкфурта-на-Майне.
«Если это музыка, то я вообще не знаю, что такое музыка!», — отзывается коллега по цеху, дирижёр Вильгельм Фуртвенглер. Но это ещё полбеды. Внимание на новинку обращает руководство нацистской Германии. Кантату объявляют «нежелательным произведением». Блюститель чистоты арийской расы и идеолог Третьего Рейха Розенберг называет сочинение «баварской негритянской музыкой».
Игнорировать её невозможно: она запоминающаяся, чеканные речитативы либретто под стать своему времени. Хтоническую мощь «Кармины Бураны» прочувствовал шеф пропаганды Геббельс. Музыку считал изящной, но вот если бы заставить композитора сделать что-нибудь пристойное с текстами…
Одни словом, дружить с Фортуной Карлу Орфу было жизненно необходимо. Вздохнуть спокойнее получилось в послевоенные годы. Потенциал «Кармины Бураны» разглядели: огромный состав исполнителей — большой и камерный хоры, хор мальчиков, оркестр и солисты — дарит ошеломляющее ощущение. Режиссёрам мало: они добавляют танцы, причудливым образом оформляют сцены, играют цветом. Излюбленный приём — установить гигантское крутящееся колесо.
Жернова судьбы беспощадны. Орф это понимал, но также надеялся. Если вы часто слышите резкую «О, Фортуна», то не забывайте — саундтреком жизни может стать и другая часть «Кармины Бураны», к примеру, Primo vere: Ecce gratum.