Порой просто физически не успеваешь уследить за меняющимися тенденциями. Новое врывается стремительно: только привыкнешь, а мода уже изменится. При жизни Моцарта одно модное увлечение надолго захватило не только молодёжь, но сразу несколько поколений.
К середине 18-го столетия в Европе процветало направление тюркери, проще говоря — мода на всё турецкое. Удобный халат вместо сюртука, бодрящий чёрный кофе и горячий шоколад в кафе, евроремонт кабинетов и квартир в мавританском стиле. Особенно падкой на восточные тренды была граничащая с Османской Империей Австрия. Двум государствам приходилось часто скрещивать клинки на полях сражений.
Попытки узнать противника привели к обогащению культур. Прежде чем османская музыка покорила сцены Европы, слышать её приходилось на передовой. Янычары — элитные воины, некогда первые вошедшие в Константинополь — использовали не только сабли и ружья, но и оркестр. Непривычные слуху европейца звуки, в исполнении ударных и духовых, раздавались перед боем: воодушевляли своих солдат и запугивали вражеских.
Со временем янычарская музыка стала рождать не страх, а любопытство. Тема загадочного и неизведанного Востока увлекла художников. Возникла мода на экзотические сюжеты в опере, оркестры использовали новые инструменты, а европейские монархи, в том числе и Екатерина Вторая, выписывали из Турции придворные оркестры.
Мода не пройдёт и мимо Моцарта. Композитор будет работать над несколькими операми в турецком стиле, но завершит не все. Наибольшую популярность приобретёт зингшпиль «Похищение из сераля». Но визитной карточкой станет «Турецкий марш», маленькая пьеса, большое значение которой классик вряд ли придавал.
Моцарт писал вовсе не марш, а «Рондо в турецком стиле». Композиция давно живёт своей жизнью и стала избитым инструментальным шлягером. Но не всем известно, что «Турецкое рондо» — это лишь третья, заключительная, часть Одиннадцатой сонаты для фортепиано. Если в этой композиции вам никак не удаётся услышать марш османских войск, то послушайте оркестровую версию.