Реклама — не самый достойный пример использования музыки Чайковского. Интересно, а как бы отреагировал сам Пётр Ильич, если бы узнал, где звучит его Первый фортепианный концерт сегодня? Вероятно, весьма чувствительно, учитывая, сколько сил и нервов композитор потратил на создание произведения.
Известно, что Чайковский собирался посвятить сочинение пианисту Николаю Рубинштейну. Именно он в мечтах композитора исполнял трудные пассажи. «Дело идет очень туго и плохо даётся», — сетовал Пётр Ильич.
И вот, в назначенный день, воодушевлённый Чайковский приходит на встречу с Рубинштейном. Это было… фиаско. Реакция пианиста ошеломляет: концерт никуда не годится, не представляет ни технического, ни художественного интереса. Пётр Ильич решает не посвящать Рубинштейну творение и вычеркивает фамилию пианиста из партитуры. «Посторонний человек, попавший бы в эту комнату, мог подумать, что я — маниак, бездарный и ничего не смыслящий писака, пришедший к знаменитому музыканту приставать с своей дребеденью», — сокрушался композитор спустя три года.
Впрочем, позднее Рубинштейн осознает, что был неправ и включит популярное уже в то время сочинение в свой репертуар. Первый фортепианный концерт — неоспоримый хит и в наши дни. Только сегодня это сочинение нечто большее, чем просто музыка, и обросло новыми смыслами.
Россия до конца 2022 года не может использовать флаг и гимн страны на чемпионатах мира и Олимпийских играх. Тут на выручку и пришёл Первый фортепианный концерт, под звуки которого, наших спортсменов к примеру, награждали на прошедшей летней Олимпиаде в Токио.
Из более чем получасового произведения на торжественной церемонии звучи всего полторы минуты начальной темы. Сокращение радикальное, но таковы требования. Возможно, Пётр Ильич не стал бы возражать.