Никколо Паганини стал легендой ещё при жизни. Уже тогда вокруг имени музыканта и его выступлений ходили слухи. Один причудливее другого. Шептались, что ради своего таланта Паганини убил любимую женщину, продал душу дьяволу. И эти толки ещё самые безобидные. Доверчивые особы, видя скрипача, находили подтверждение в его облике: продолговатое, бледное и мрачное лицо Паганини вкупе с чёрным плащом только усиливали сплетни.
«Когда Паганини вновь начал играть, жуткий мрак встал перед моими глазами. Звуки уже не превращались в светлые образы и краски; наоборот, даже фигуру самого артиста окутали густые тени, из мрака которых пронзительными, жалобными воплями звучала его музыка», — писал поэт Генрих Гейне.
Посещавших концерты Паганини можно понять. Как вообще возможно так играть? Скорость и точность рук изумляли, смычок будто высекал искры, а звуки доводили чувственных слушателей до обморока. Паганини был суперзвездой и показал, как раскачивать зал… задолго до того, как на сцену вышли Элвис Пресли и Битлз. Объяснение таланту скрипача, конечно же, есть, и это не колдовство.
Паганини с малых лет часами проводил за скрипкой. До изнеможения отрабатывал всевозможные приёмы. Отец часто запирал Никколо с инструментом наедине, чтобы мальчик ни на что не отвлекался. Однажды подобная практика чуть не свела в могилу юного музыканта. Позже отец начнёт нанимать учителей, но взяться за обучение будет готов не каждый. Мальчик схватывал на лету, чему его обучать?
Музыкант сам будет разрабатывать новые приёмы и писать невообразимые по сложности сочинения. Знаменитые 24 каприса мастер создал для отработки различных техник. Сухие формулы словно заговорили и стали изящными виртуозными миниатюрами. У каждой — своё настроение. Исполнить каприсы легко и играючи — задача сложная и по сей день.
Среди всех каприсов особую популярность получил заключительный, 24-й. С его помощью можно проследить историю музыки от романтизма до авангарда. Ещё одна суперзвезда эпохи Паганини — Ференц Лист — сделает виртуозное переложение для фортепиано. Свои версии предложат Брамс, Рахманинов, Шимановский, Денисов. То, что композиторов и исполнителей как магнитом тянет к каприсам, будто завещано самим Паганини. В заголовке к циклу он указал: «Посвящается артистам».