У прославленного композитора Джона Уильямса номинаций на «Оскар» так много, что не всякий актёр может похвастаться таким количеством. Уильямса номинировали на премию более 50 раз, он рекордсмен в категории «Лучшая музыка», в которой получил пять золотых статуэток. Одна из первых побед состоялась в 1975 году, благодаря саундтреку к фильму Стивена Спилберга «Челюсти».
Легендарный блокбастер изменил индустрию кино и до сих пор оказывает своё влияние. До того, как «Челюсти» показали на больших экранах, кинопродюсеры были уверены, что сезон для кинотеатров — это зима, ближе к Рождеству. Но летний прокат 75-го года изменил эти представления навсегда. Кино Спилберга было невероятно успешным.
Во многом картина обязана саундтреку, созданному Джоном Уильямом, что позднее признавал и Стивен Спилберг. Занятно, но когда композитор впервые сыграл мелодию из двух нот режиссёру, тот рассмеялся и был уверен, что это какая-то шутка. Но нет, Уильямс был серьёзен. Именно такой вариант мог передать первобытный страх, но в то же время оставлял пространство для развлекательных тем. Работа Уильямса не так проста, как может показаться с первого взгляда. В партитуре есть отсылки к поэме Равеля «Вальс», симфоническим эскизам Дебюсси «Море» и балету Стравинского «Весна священная».
Почему же так запоминается и так пугает главная тема, символизирующая акулу? Простой приём из чередования двух нот вызывает состояния саспенса, инстинктивного страха и ощущение приближающейся опасности. Исследователи полагают, что основная тема имитирует сердцебиение, и её резкий обрыв означает внезапную смерть. Учитывая, что на экране в этот момент показаны радостные и беззаботные отдыхающие, такой приём заставляет нервно схватиться за ручки кресла в кинотеатре.
Лето, молодость, как и сама жизнь, оказываются не бесконечными. Внезапно не бесконечными, как можно перефразировать одного литературного классика. Кстати, таящая опасность под водой акула — это лишь символ. Трактовки могут быть разными. Включите мелодию под окончание отпуска и подумайте о работе с её задачами. Заставляет напрячься, не так ли?
Сам же Джон Уильямс в интервью отмечал, что работу свою обожает. Хоть на придумывание запоминающихся маленьких музыкальных тем требуется много времени, но искать ключи в музыке, которая смогла бы передать нужную атмосферу фильма — дело достойное. Упорная работа не остаётся не замеченной. Саундтрек к фильму «Челюсти» располагается на шестой строчке в списке ста лучших саундтреков по версии Американского института кино. Впрочем, за Джона Уильямса на этот счёт можно не переживать, ведь на первом месте находится его же музыка к «Звёздным войнам».