Неотвратимость — это слово, возможно, наиболее точно описывает начало самого знаменитого произведения Иоганна Себастьяна Баха — Токкаты и фуги ре минор. Так уж сложилось, что сочинения немецкого композитора негласно отвечают за божественное в музыке. Даже в небольших пьесах слышны идеи, которые другие авторы с трудом излагают в крупной форме. У Баха мы встречаем призыв к внутреннему монологу, смирению, преодолению и надежде. Пусть Бах — истовый христианский композитор, в его музыке утешение находят как представители других конфессий, так и неверующие. Величина Баха поистине всеобъемлющих масштабов. Не согласиться с этим трудно.
А вот прийти к единому мнению касательно истории создания Токкаты и фуги ре минор пока что не получается. Некоторые исследователи убеждены, что это произведение Бах не писал: слишком нетипичные стилевые решения используются, да и гармония якобы примитивная.
Предмет спора мог вовсе не дожить до наших дней. Неутомимый в творчестве Бах писал в режиме нон-стоп. Композитор создавал музыку на потребу дня и не предполагал, что его пьесы будут в дальнейшем неоднократно исполняться на концертах. Хоть до нас дошли многие творения, судьба остальных незавидна: утеряны на чердаках, либо послужили обёрточной бумагой для рыбы.
Из забвения музыку Баха в 19-м веке вернул Феликс Мендельсон. Именно он был одним из первых, кто старательно собирал пьесы Иоганна Себастьяна. Но почему такую бешеную популярность приобрела именно Токката и фуга ре минор?
Запоминающиеся первые звуки и дальнейшее развитие темы не меньше чем слушателей влечёт и музыкантов. К примеру, в 1940-м году студия Уолта Диснея выпустила анимационный фильм «Фантазия», основой которого стали образы, рождённые музыкальными шедеврами. Звучит в картине и Токката и фуга ре минор, правда, оркестровая версия Леопольда Стоковского. Аранжировка сохранила изначальную мощь сочинения. Струнные уводят зрителей в небесные сферы, что показали с помощью мультипликации.
Токката и фуга ре минор излюбленное сочинение для переложений. Версий — великое множество: для арфы, фортепиано, оркестра электрогитар… Так, российского телезрителя произведение уже не первое десятилетие взывает к правопорядку. В заставке передачи «Человек и закон» используется динамичная оркестровая аранжировка французского композитора Поля Мориа.
Но всё же Токката и фуга ре минор внушительнее всего звучит в оригинале — в исполнении короля инструментов — органа. Он будто не даёт возможностей для трактовок и увиливаний от ответа на вопросы, которые каждый из нас считает в жизни самыми важными.