Увы, не каждый живёт в добрососедской идиллии. Не было её и у знаменитых семей Монтекки и Капулетти. О непоправимых последствиях их конфликта мы знаем не только благодаря трагедии Шекспира, но и балету Сергея Прокофьева. Символом сочинения стал фрагмент «Танец Рыцарей».
Прокофьева к непоправимым последствиям могло привести решение вернуться в Советский Союз в 1936 году. Страна бурно развивалась, ударные стройки и открытия потрясали композитора. Уехавшего за рубеж во время Революции Прокофьева одолевала не только ностальгия по родине, но и жажда отразить в звуке энергию молодого государства.
Однако главные театры страны не предлагали Прокофьеву работать над прогрессивным спектаклем, наоборот: поступали идеи написать музыку на что-нибудь классическое: к примеру, Пушкина или Шекспира. Композитора увлекает шедевр английского драматурга — «Ромео и Джульетта».
Прокофьев сочиняет 58 номеров, но Кировский театр, нынешний Мариинский, от новаторского сочинения открещивается. Проявляют интерес в Большом театре, но во время прослушивания выносят неутешительный вердикт: «музыка нетанцевальная». Казалось бы, произведение ждёт ящик стола, но расчётливый Прокофьев будто знал, что подобный исход возможен.
Ещё на этапе создания, Сергей Сергеевич на основе музыки к балету пишет симфонические сюиты. На концертах их звучание вовсе не приводит публику в ужас, наоборот. А вскоре запрос на постановку балета пришёл из Чехословакии, где и прогремела мировая премьера.
Приобщиться к успеху наконец решаются и главные театры Советского Союза. Договор на постановку заключает Кировский театр. Но мало убедить руководство и поразить слушателя: надо подружиться с артистами балета. Они протестуют против новых ритмов, не понимают, как танцевать, а во время репетиций и вовсе напевают фрагменты из сочинений других композиторов.
«Нет повести печальнее на свете, чем музыка Прокофьева в балете», — такую шутку приписывают балерине Галине Улановой, которая блистала в образе Джульетты. Позднее, на премьерном банкете, артистка заметит во время танца с Прокофьевым, что он часто наступает ей на ноги: чувство ритма у Сергея Сергеевича действительно было своё, особенное.
Прокофьев, филигранный шахматист, всё же всех переиграл. Постановка прославила не только композитора, но и стала визитной карточкой советского балета. В этой партии под названием «Ромео и Джульетта» мы можем ждать ещё одного хода, но уже от постановщиков. В балете не только музыка революционна, но и сюжет. Финал счастливый: Ромео успевает встретиться с Джульеттой до того, как она примет яд. Интересно, а мог бы такой исход примирить знаменитых соседей из Вероны?