Время неумолимо мчится вперёд. Но в каждую эпоху время проявляет себя неодинаково. Оно может течь неспешно, застыть в ожидании или стремительно лететь. В конце 20-х годов прошлого века молодое Советское государство научилось будто бы управлять временем. Пять лет могли спрессовать в четыре года. Это были знаменитые пятилетки.
Гордостью первой пятилетки был Магнитогорский металлургический завод. Созданный в кратчайшие сроки на голом месте комбинат стал промышленным локомотивом страны. На строительстве трудились тысячи человек со всего Союза. Запечатлеть этот подвиг решили в 1965 году — к 50-летию Октябрьской Революции.
Киностудия «Мосфильм» снимала двухсерийную драму «Время вперёд!» по мотивам одноимённого романа Валентина Катаева. Понадобилась музыка, способная отразить масштаб индустриализации. Госзаказ достался Георгию Свиридову, который к тому времени получил признание за музыку к фильмам «Метель» и «Воскресение».
Удары станков, лязг механизмов, стремительно несущийся паровоз — всё это можно услышать в композиции под названием «Время вперёд!». Именно она открывает фильм, в котором на начальных кадрах представлена хроника первой пятилетки. «Кадры были весьма разнообразные, и это тогда впечатляло», — напишет Свиридов в дневнике.
После выхода фильма Георгий Васильевич соберёт музыкальный материал и создаст отдельную сюиту. Знаменитая мелодия будет заключительной, шестой. А перед ней композитор разместит мелодичный и могучий «Уральский напев», задорную и резвую «Частушку», чеканный «Марш», изящный «Маленький фокстрот» — популярный на заре СССР танец и спокойную и тихую «Ночь». Эта музыка изображали большую страну и её народ.
Но массовому слушателю запомнился, конечно, динамичный финал — «Время, вперёд!». Мелодия стала неофициальным гимном, символом эпохи. 18 тактов этого фрагмента использовали с конца 60-х (1968 года) для информационной телепрограммы «Время». Лишь дважды музыку убирали с заставки: во время Афганской войны, когда композицию сочли «тревожной» и «агрессивной» и в перестройку. Тогда мелодию нашли «тоталитарной» и не подходящей новому, свободному времени.
Сам же Свиридов не считал эту сюиту чем-то выдающимся, а большее наслаждение испытывал во время работы над вокально-хоровыми сочинениями, в которых мог раскрыть красоту русской музыкальной культуры. Телевизора у Георгия Васильевича, кстати, не было. Возможно, свою знаменитую композицию он слышал куда реже, чем среднестатистический любитель новостей. То, что «Время вперёд» активно использовалось на телевидении, вызывало у Свиридова смешанные чувства: «За всё это я, автор, придумавший и сочинивший эти звуки, нашедший их комбинацию, мелодии, гармонии, ритм, оркестровые краски, не получил от радио и TV ломаного гроша. <…> Но я рад тому, что музыка моя была участником общей жизни нашей страны».