Увертюра Мендельсона к комедии «Сон в летнюю ночь» в представлении не нуждается. Либо вы его знаете это произведение из кино, либо из собственной жизни. А вот знай Мендельсон, как используется его музыка, наверняка изрядно бы хохотал.
Недалеко от Берлина 17-летний Феликс зачитывался в отцовском доме сочинениями Шекспира. Многих композиторов приманивала драма британского писателя, но Мендельсона увлекли комедия и волшебство. Партитура была готова за месяц, а писать другие части Мендельсон не планировал. Спустя 17 лет к уже именитому музыканту поступил заказ от прусского короля Фридриха-Вильгельма IV, который на свой день рождения хотел получить постановку комедии «Сон в летнюю ночь». Мендельсон дописал оставшиеся номера.
С большим успехом представление показали осенью 1841 года. Звучала там и известная нам увертюра. Причём, в весьма комичном антураже: на сцене одурманенная зельем королева фей Титания выходит замуж за первого встречного простолюдина, у которого к тому же ослиная голова. На утро похмелье от такого ужаса у королевы проходит, но взамен она получает осознание произошедшего. Фея стала женой человека с головой осла.
Похоже, что Мендельсон подтрунивал над брачным церемониалом с его пышностью и чрезмерным обещанием блаженства. Моду на использование увертюры в качестве свадебной музыки уже в реальной жизни, а не в театре, задали англичане. В Лондоне помнили выступление молодого Мендельсона и фурор от его увертюры. В середине 19-го века эту музыку стали использовать в качестве свадебной. Причём заслуга членов королевской семьи. Принцесса Виктория настаивала на увертюре Мендельсона, а вот её суженный — прусский кронпринц Фридрих Вильгельм желал слышать композицию недруга Мендельсона — «Свадебный хор» из оперы Вагнера «Лоэнгрин». И то и другое в итоге прозвучало во время торжества.
В нашей же стране популяризация сочинения Мендельсона началась с курьёза. Увертюра к комедии Шекспира — не только свадебный марш, но и, между прочим, марш лейб-гвардии Казачьего полка. Его солдаты перед отправкой на очередную русско-турецкую войну маршировали перед Александром Вторым так слаженно, что император пошутил: «на войну идут, как на свадьбу». Было это на самом деле или нет, но свадебный марш действительно стал маршем казаков.
Неизменный спутник свадебных церемоний в советское время сейчас звучит в загсах всё реже. Раньше отказаться от музыкального сопровождения было нельзя, а сегодня можно заменить всем известный трек на что-либо особенное, либо вообще обойтись без музыки и помпезностей. Так, кстати, поступил на своей свадьбе и Мендельсон. Впрочем, выбрать музыку — не проблема, это дело вкуса и предпочтений молодожёнов. А вот куда страшнее открыть поутру глаза и обнаружить под одеялом крылатую фею, либо того хуже — ослоголового супруга.