Оперы Вагнера слушал далеко не каждый, а вот найти того, кто не знал бы лейтмотива «Полёта Валькирий», практически невозможно. Знаменитый фрагмент открывает третье действие оперы «Валькирия». Послушать её полностью — задача серьёзная даже для опытного меломана. К примеру, в Мариинском театре спектакль идёт пять с половиной часов. Оторвать хитовый фрагмент от всего произведения пытались ещё при жизни Вагнера, что изрядно раздражало композитора.
Не мог смириться Вагнер и с нарушением целостности цикла «Кольцо нибелунга», в который входит опера «Валькирия». Однако композитору приходилось исполнять отдельные фрагменты на оркестровых концертах: надо было зарабатывать, а публику увлечь грядущей премьерой. Дожидаться её пришлось более десяти лет. Устал ждать даже король Баварии Людвиг Второй и приказал поставить «Валькирию» отдельно от других частей тетралогии. Непреклонный Вагнер на премьеру в Национальный театр Мюнхена не приедет.
Пока весь цикл «Кольцо нибелунга» не прозвучал в Байройте, Вагнер бережно хранил дело своей жизни и не давал разрешения на отдельное исполнение частей. А как бы отнёсся композитор к тому, что его музыку активно используют в кинематографе?
Услышать «Полёт Валькирий» мы можем уже в немом фильме Дэвида Гриффита «Рождение нации». Вместо дев-воительниц на летающих конях в фильме в гущу сражения гражданской войны врываются всадники, одетые в белые накидки ку-клукс-клана. Но самым известным примером использования грозной композиции стал фильм Фрэнсиса Форда Копполы «Апокалипсис сегодня». Взамен спутниц верховного бога ВОтана — вертолёты с американскими солдатами, вместо бури среди гор — сжигаемые напалмом вьетнамские деревни. Мистики у этого кинофильма не меньше, чем у опер Вагнера. До сих пор спорят, что же хотел показать режиссёр. Одни хвалили его за критику войны и её безумств, другие ругали за мифологизацию и бравурный патриотизм. Дошло до того, что музыку Вагнера стали использовать настоящие солдаты. В том числе и в наше время, в Ираке. Одним словом, не о таком театре грезил композитор.
«Я не могу слушать много Вагнера. У меня возникает непреодолимое желание завоевать Польшу», — сказал как-то ещё один классик кино, режиссёр Вуди Аллен. Такая слава у «Полёта валькирий» сложилась не только из-за Копполы, но и властей Третьего Рейха, которые считали Вагнера самым что ни на есть арийским композитором. Получится ли у музыки Вагнера уйти со временем от тех ассоциаций, которые её преследуют?