Путь к классической музыке у каждого разный. У кого-то он начинался в музыкальной школе, другие узнавали классику, благодаря мультфильмам. Подобная история могла случиться с тем, кто посмотрел мультфильм «Незнайка на Луне» прежде, чем познакомился с музыкальным творением Эдварда Грига — «Пером Гюнтом».
Ну кто не знает про остров приключений, точнее остров дураков? А кто сходу расскажет историю норвежца Пера, который отправился самоутверждаться за три девять земель и чуть было не стал жертвой Доврского деда? Мостиком между двумя историями стала одно из самых знаменитых произведений Эдварда Грига — «В пещере горного короля». Пугающую и таинственную композицию любят использовать авторы рекламы, кинорежиссёры и мастера мультипликации. Однако мало кто знает, что эта мелодия таит в себе не только атмосферу детской страшилки.
В конце 19-го века норвежский драматург Генрик Ибсен задумал создать спектакль на основе своей пьесы «Пер Гюнт». Изначально Ибсен не планировал сценическое воплощение, да и общество неоднозначно отнеслось к пьесе. Это сейчас мы ассоциируем Пера Гюнта исключительно с норвежским фольклором, а в то время произведение сработало как щелчок по носу норвежского общества. К примеру, в танце троллей разглядели пародию на националистов.
В спектакле драматург решил сделать ставку на музыку. И попросил своего друга — на тот момент уже известного композитора Эдварда Грига — писать музыкальное сопровождение. На него Ибсен возлагал большие надежды и обещал поделить доходы пополам с композитором.
Сочинять Григу было непросто. «Я сделал кое-какие наброски для Пещеры горного короля, но эту музыку мне в буквальном смысле слова тошно слушать, так проникнута она коровьими блинами, „сверхнорвежеством“ и „будь-самим-собой-довольством“! Впрочем, я надеюсь, что сквозь это будет чувствоваться также и ирония…». Иронию, заложенную композитором, сегодня в полной мере, пожалуй, мало кто понимает.
В этом отчасти заслуга и самого Грига. Композитор сосредоточился не на музыкальном образе главного героя, а на фольклорных и лирических эпизодах. «Шествие гномов», «В пещере горного короля», «Песня Сольвейг», «Танец Анитры» и другие пьесы прекрасно раскрывают норвежский дух, но не противоречия фаустианского романтика Пера Гюнта.
Зато такой приём помогает лучше понять смыслы, заложенные Ибсеном. Прекрасная, полная народных мотивов, музыка Грига словно смягчает восприятие слушателя. Ибсен не планировал никого оскорблять. Наоборот, он хотел предостеречь свой народ от крайностей, которые могут произойти, когда превыше всех ставишь себя. Но в тот же момент Ибсен и Григ предлагали идеал — светлую и чистую Сольвейг.
Горделивый и неуёмный Пер Гюнт в поисках своего предназначения скитался десятилетиями по всему свету, а в итоге оказался там же, откуда начинал свой путь — рядом с Сольвейг, которая всё это время хранила верность и чистоту. Кстати, ведь то же самое происходит и с Незнайкой. Только вместо песни Сольвейг в мультфильме звучит песня Ромашки о возвращении домой.