Музыка Фредерика Шопена идеально подойдёт для вечерних и ночных раздумий. Ноктюрны, которыми прославился композитор, прекрасный выбор для тёмного времени суток. Приглушённый свет, книга, негромкая музыка или блокнот для записей — образ, отлично резонирующий ноктюрнам Шопена. Польский пианист словно специально писал для ночи.
Отчасти это действительно так. И дело не только в том, что популярный в первой половине 19-го века жанр ноктюрн так и переводится с французского — ночной. Сама ночь для Шопена была особенной. В детстве она его пугала кошмарами и приступами эпилепсии. Успокоение мальчику давала возможность играть на фортепиано, что он порой и делал среди ночи. Уже в зрелом возрасте Фредерик будто бы подчинил себе ночь.
Темнота помогала найти нужный настрой, а во время игры композитор просил погасить свечи. Такую привычку романтик сохранял до конца своих дней. Вместе с темнотой Шопен приручил и ночные пьесы — ноктюрны. Их он сочинял в течение всей жизни. Всего композитор создал 21 ноктюрн. Визитной карточкой среди них можно назвать второй ноктюрн из девятого опуса.
Именно его мы чаще всего встречаем в рекламе, сериалах и даже компьютерных играх. Внутренне свободный и неспешный, он словно замедляет время и раздвигает пространство — призывает всмотреться. Во что? Здесь романтик не принуждает нас к конкретным ассоциациям. Однако известно, что девятый опус Шопен посвятил бельгийской пианистке Мари Плейель, чьим искусством восхищался. Из-за неё, кстати, другой композитор Гектор Берлиоз чуть было не совершил массовое убийство. Но это уже другая история.
Говорят, что однажды у Шопена спросили, как бы он охарактеризовал своё творчество. «Жаль», — таков был ответ. Всего одно слово для музыки, которая содержит столько тайны, печали и недосказанности.