Прослушивая записи голоса Флоренс Фостер Дженкинс, британский режиссер Стивен Фрирз подумал: «Вы смеетесь, а она вас трогает. Это одновременно смешно и смело». И именно это его отношение легло в основу фильма «Примадонна», рассказывающего трагикомическую историю безголосой певицы, окружившей себя лучшими педагогами, но ни капельки не способной увидеть, (точнее услышать) себя со стороны. Богатая наследница и меценатка, которой сам Тосканини рассказывает о своих планах, однажды услышит Лили Понс, поющую арию с колокольчиками Лакме — роль, сыгранная Аидой Гарифулиной — и загорится идеей достичь тех же высот.
«Нет ничего похожего на вас», — говорят ей льстивый учитель пения из Метрополитен-опера, а еще муж, обманывающий ее почти открыто, — и она верит. Куплеты Адели из Летучей мыши, ария Царицы ночи, романс Еду, еду в чистом поле, колокольчик дин-дин-дин на слова Пушкина… Флоренс берется за всё, вкладывает в свои рулады душу, старается изо всех сил, хотя даже собственный аккомпаниатор поначалу едва сдерживает смех.
Исполнительница роли экстравагантной дилетантки Мерил Стрип сама поёт за свою героиню. Прежде чем приступить к съемкам, актриса специально занималась с преподавателем, при том что музыкально куда более талантлива бедной Флоренс. «Плохо петь может только хороший певец, а Мерил очень хорошая певица», — говорил режиссёр. Пригласив на эту роль многократную обладательницу Оскара, Фрирз знал, что её ждут сложнейшие испытания. Ведь при том, что самозванная дива не попадала ни в одну ноту, аудитория её всё равно любила. Она была заразительно трогательной. И это надо было передать.
Мерил Стрип предстояло, например, сыграть знаменитое выступление Флоренс в Карнеги-холле в 44-м году, которое по всем параметрам должно было провалиться, но не провалилось. Даже если многие в зале, в основном солдаты, тогда его приняли за откровенно комическое шоу, в целом публика испытала искреннюю симпатию к этой немолодой женщине в нелепых кокошниках и перьях, выкрикивающей визгливо проклятия Царицы ночи.
Отсутствие личного счастья, последствия сифилиса, полученного от первого мужа, невозможность родить ребенка — всю свою жизнь она посвятила служению музыке. «Значит, надо мной смеялись все это время?» — с ужасом откроет для себя Флоренс тайну, которую от нее все скрывали. И потрясенная уйдёт в мир иной всего месяц спустя после исторического концерта, продолжая в своем сознании оставаться звездой.
«Самая востребованная запись из архива Карнеги-холла — это концерт, который дала Флоренс Дженкинс в 1944 году», — сообщают конечные титры картины «Примадонна». И это исторический факт.
Примадонна или Флоренс Фостер Дженкинс, Стивен Фрирз, 2016 год.