В этом фильме классическая музыка звучит всего две минуты, фоном из радиоприемника на кухне. «Casta Diva», которую переключает на что-то более веселое дочь героини, а потом ария Далилы «Mon cœur s’ouvre à ta voix». И тем не менее эти две случайные арии немало сообщают и о самой героине Франческе, и о том, какие повороты ей готовит судьба.
Штат Айова, 60-е годы. Итальянка Франческа в исполнении Мэрил Стрип вышла замуж за американского фермера и родила ему двух детей. Вокруг бесконечные поля среднего Запада и такая же бесконечная и предсказуемая тоска. Но делать нечего, полжизни уже прошло, и в том, что так получилось, никто, конечно, не виноват. И тем не менее, когда однажды муж и дети уезжают на ярмарку в другой штат — продавать бычка — она чувствует необычайное облегчение. «Я понимаю, это звучит ужасно. Но я не могла дождаться, когда вы уедете», — напишет она в своем дневнике. В момент ожидания отъезда как раз и звучит по радио «Casta Diva» в исполнении Каллас.
А через полчаса около дома героини случайно остановится одинокий фотограф Роберт Кинкейд (он же Клинт Иствуд). Он путешествует по всему миру в поисках интересных видов, а сюда приехал по заданию своего журнала делать снимки любопытных деревянных конструкций.
Фильм называется «Мосты округа Мэдисон», и именно на почве этих мостов, точнее одного из них, вспыхнет та любовь, о которой оба мечтали всю жизнь, и на которую им отпущено лишь 4 дня — 4 дня трогательных и бережных отношений, призванных стать переходом в какое-то другое, новое состояние. Но ведь, если разобраться, то и «Casta Diva» по радио — мост, мост между нынешним состоянием Франчески, и какой-то иной жизнью, нереализовавшейся мечтой. Попутно она же предупреждает и о грядущем конфликте, которого не избежать — конфликте между долгом и любовью. Классическая дилемма: ведь Норма из-за любви к римлянину предала своих предков.
Этой дилеммой — остаться с нелюбимым, но любящим мужем или умчаться с фотографом в неизвестность — Франческа будет мучаться еще долго. Хотя именно она сделала первый шаг, она предложила Роберту остаться на ужин, словно подстегнутая к этому еще одной арией из радиопередачи — арией Далилы (Мое сердце открывается тебе). Героиня Мэрил Стрип выберет долг, но в конце жизни попросит детей развеять ее прах над мостом Роузмен, где она и фотограф провели лучшие четыре дня в своей жизни. И где за несколько лет до этого был развеян уже прах самого Роберта. В опере «Норма» Беллини конфликт между любовью и долгом заканчивается тем, что герои вместе взошли на костёр. Здесь, в кинофильме, тоже есть символический смысл. В любом случае, выбор арий в радиопередаче явно не был случайным.
Мосты округа Мэдисон, Клинт Иствуд, 1995 год.