Этот фильм примечателен уже своим началом. Он в деталях реконструирует первое скандальное представление балета «Весна священная» 29 мая 1913 года в парижском Театре Елисейских полей. Чопорная публика пришла в такое негодование от увиденного, что освистала представление, не оценив оригинальности музыки Стравинского и хореографического опыта Нижинского на тему языческих обрядов. Люди поносили артистов и композитора, кричали, смеялись. «Что за чудовищные диссонансы и какие-то животные, дикие пляски!» Выведенный из себя Стравинский пытался списать неудачу на неумелую работу хореографа и артистов, но Дягилев выступил примиряюще: «Люди всегда воспринимают в штыки всё новое. Мы то знаем, что это шедевр».
Для зрителя фильма ценно то, что реконструкция исторической премьеры произведена с максимально возможной достоверностью — в соответствии с оригинальной хореографией Вацлава Нижинского, восстановленной по рисункам и пометам в партитуре. Идея провокации, переворота в искусстве обозначена таким образом весьма четко и, кажется, что будет доминировать в фильме и дальше.
Однако картина франко-голландского режиссера Яна Кунена называется «Коко Шанель и Игорь Стравинский», что указывает на несколько другие приоритеты. Фильм снят по роману Криса Гринхала «Коко и Игорь» и рассказывает весьма короткий эпизод в жизни обоих, когда в 1920 году Стравинский (датский артист Мадс Миккельсен) с семьёй оказывается на вилле у Шанель. Между ним и хозяйкой (она пригласила их погостить) вспыхивает тайная страсть, недозволенная и разрушающая, но вместе с тем побуждающая обоих к полёту, то есть к новым опытам у Стравинского и созданию Коко на пару с парфюмером Бо духов «Шанель 5» — «женского аромата, который пахнет Женщиной», как скажет она сама.
У этой страсти есть свои музыкальные этапы. Сначала Шанель (актриса Анна Муглалис) понимает, что с ней что-то происходит, застыв перед дверью салона, где Игорь играет свои «Пять легких пьес». Потом случится урок музыки с совместным разучиванием мелодий из цикла «Пять пальцев». «Всё хорошо, — говорит ученице Стравинский, дотрагиваясь до ее руки. Чуть позже возникнет „Соната“, за сочинением которой напряженно будут следить из своих комнат сразу две женщины — жена и Коко.
И все же главной темой борьбы желания и обязанности, чувства и долга будут звуки «Весны священной», возникающие в картине в самые драматичные минуты. Под эти мелодии, как мы знаем, они познакомились в театре в 1913 году. Эти же звуки будут сопровождать героев и в старости, когда Стравинский то ли в забытьи, то ли во сне вдруг увидит Шанель в своем балете в сцене величания избранной — именно её изберут соплеменники для посвящения Яриле-солнцу. Биографы не находят большого влияния недолгого контакта Шанель и Стравинского на их дальнейшую судьбу. То есть многое из рассказанного и показанного — вымысел. Возможно, но музыка настоящая.
Коко Шанель и Игорь Стравинский, Ян Кунен, 2009 год.