Этот фильм открывается волшебной музыкой Сен-Санса. На экране сменяют друг друга старые фотографии, обращающие зрителя в атмосферу Америки начала 20 века. Растущие вверх дома, многолюдные улицы, рабочие-эмигранты, зарабатывающие свой трудовой цент, шумные домашние праздники и глаза детей, открывающих для себя этот мир. Все это сопровождает мелодия «Аквариума» из «Карнавала животных», придавая зрелищу ощущение сказки.
Не правда ли странно, суровые сцены промышленной революции и мелодия флейты, оттеняемая переливами стеклянной гармоники? Именно это, кажется смущало Эннио Морриконе, когда он согласился сотрудничать с Терренсом Маликом в его фильме «Дни Жатвы».
Картина рассказывает о влюбленной паре, Билле и Эбби, которые выдают себя за брата и сестру. Поскольку Билл находится в бегах, они вынуждены отправиться подальше от глаз в Техас, где нанимаются убирать урожай. А когда местный фермер влюбляется в красивую Эбби, наша пара решает затеять с ним коварную игру.
Одним словом, авантюрный сюжет с не самыми морально числоплотными персонажами. Однако создатель картины Малик очень настаивал, чтобы Морриконе обязательно включил в саундтрек «Аквариум». Режиссёр совсем не хотел снимать реалистическое кино. Он хотел снять фильм о судьбе как стихии, неподвластной пониманию и контролю. Великие силы стихий своевольны, таинственны и прекрасны — а человек является частью эпической аллегории. Неслучайно в истории Билла и Эбби прочитывается параллель с библейским сюжетом об Аврааме и Саре, выдаваших себя за брата и сестру. Поэтому такое внимание в фильме придается красоте картинки, визуальной образности, которая иногда даже подменяет собой избыточные диалоги.
Морриконе вынужден был с этим считаться. И хотя изначально композитор был несогласен, он предложил Малику варианты, развивающие его идею. В них тема Сен-Санса получала новое преломление, посказывала ходы, вступала в диалог с собственными мелодиями Морриконе. При этом «Аквариум» с его атмосферой сказки оставался центральной темой картины, напоминая о выборе режиссёра, уверенного в своей правоте.
С выходом фильма на экран стало ясно, что достигнутый компромисс был единственно верным. Саундтрек принес итальянцу номинацию на «Оскар», и он полностью изменил свое отношение к проекту. «Фильм „Дни жатвы“ описывает мир вне времени, волшебное место, где сосуществуют поэзия и реальность, — отметит Морриконе в своих мемуарах 2019 года и добавит: Это один из фильмов, который мне ближе всего, даже спустя столько времени».
Дни жатвы, Терренс Малик, 1978 год.