Идея поставить фильм про Моцарта пришла Милошу Форману после того, как он посетил театральный спектакль «Амадей» в Лондоне в ноябре 1979 года. Автор пьесы Питер Шеффер взял за основу пушкинскую маленькую трагедию и ее знаменитую дилемму — «совместны ли гений и злодейство?» В фильме эта разрывающая сердце Сальери проблема станет причиной помешательства зависника, который будет кричать с первых кадров: «Да, это я убил тебя, Моцарт. Прости своего убийцу». Слуги врываются в комнату Сальери и видят окровавленного старика, пытавшегося перерезать себе горло. Звучит начало 25-й моцартовской симфонии.
Когда Форман и Шеффер начали работать над сценарием, решено было делать фильм не классической и исторически выверенной биографией, а двигаться в сторону апокрифа с, конечно же, реальными и вымышленными элементами жизни героя. Отступлений от фактической истории много — это и разница в возрасте персонажей, и вложенные в их уста фразы, которые в реальности говорили другие, и музыка, написанная чуть позже или раньше, и наконец тот факт, что Реквием Моцарту заказывает не кто иной, как Сальери. Вот он поднимается в маске по лестнице под звуки 20-го фортепианного концерта. «Я пришел поручить вам работу. Вам хорошо заплатят»…
Форман, снявший из музыки до того только контркультурный фильм «Волосы», демонстрирует удивительное мастерство в работе со звучащей материей, добавляя ей, при этом, некоторый оттенок безумия и общего драйва, как и в картине о хиппи. Этими качествами здесь отличаются все — от императора-меломана Иосифа II, разрешившего постановку насмешливой оперы «Свадьба Фигаро», до последнего слуги. При этом, что касается моцартовского наследия, то оно выверено идеально. Дирижер Невилл Марринер согласился записать саундтрек при условии, что режиссёр не изменит ни одной ноты в произведениях композитора. Все фрагменты специально отобраны и исполнены камерным оркестром «Академия Святого Мартина в полях». Серенада для духовых, Концерт для двух фортепиано, сцены из Свадьбы Фигаро, Дона Жуана, пять отрывков из Реквиема не только украсят собой картину, но будут потом изданы на CD, став одним из самых раскупаемых музыкальных альбомов середины 80-х. Ну, а фильм «Амадей» получит массу наград и станет безусловной классикой в сложном жанре исторического байопика.
Амадей, Милош Форман, 1984 г.